RPC написал(а):Наверное, хоть на большинство зрителей она отлично действует, есть тип зрителя, который имеет свою собственную логику.
Угу.
Это такой недоделанный зритель, среди которого случайно оказались Плисецкая, Легри, Платель, Гиллем, Илэр, Жюд, Гайда, Клерк и т.д. и т.п.
Они, конечно, зрители, особые: они ещё всё это (за исключением первой упомянутой) и танцуют так, что дух захватывает.
Но делают они всё это исключительно из уважения к Нуриеву-танцовщику. К которому лично у меня отношение без придыхания.
RPC написал(а):(У Баланчина, кстати, не эшаппе, а такой широкий венгеский ключ)
Вот видите: для Вас широкий венгерский ключ, а для меня - неширокое эшапе. И стало понятно, почему там вообще появилось эшапе.
Кстати, по шанжманам.
Мне понятно, что Вы имели в виду "лягушки", а не те маленькие шанжманы, которые танцует Раймонда. Но вот ведь какое дело: уже в первой вариации Раймонды у Петипа (!) есть па-де-ша, по форме соответствующий "лягушке" (ну, это я говорю на своём профанском языке). И вот эту-то форму Нуриев и подхватывает и затем во всём балете (а мне пришлось его пересмотреть - весь, а не гран па с вариациями - несколько раз) у различных персонажей по-разному обыгрывает. Кстати, и у Баланчина в вариации Раймонды это есть. Следить за вариациями Нуриева на "заданную тему" очень увлекательное занятие. Надо только захотеть смотреть и постараться понять.
Да, он неожиданен в своей логике, он непредсказуем - так в этом-то и есть кайф. Что интересного заранее знать, что последует следующим номером программы? Вам это доставляет удовольствие? Ну, ради бога.
Любовь к Нуриеву-постановщику ко мне пришла не сразу. И начиналось всё весьма непросто. И об этом даже было написано на данном форуме.
Но с каждым новым знакомством он меня увлекал, покорял, волновал. И продолжает это делать.
Я не вижу никакого нарушения логики во вводе этих несчастных эшапе: напротив, началась следующая музыкальная часть, абсолютно отличная от предыдущей, началась с сильного музыкального акцента, на который пошло это сильное эшапе. Что здесь, позвольте спросить, нелогичного? По Вашей логике там должно было продолжаться то, что шло на другую музыку? Что значит Ваше утверждение, что эшапе там появились неподготовленными? Их как надо было "готовить" - полунамеками, намёками, полуключами или ещё чем?
Ну, ладно.
Есть такой более чем двухчасовой фильм, полностью посвящённый созданию нуриевской Раймонды.
Смотрится на одном дыхании. Мне даже французский, которым я не владею, не помешал придти в полный восторг.
Там много чего интересного: молоденькие Легри с Илэром танцуют друзей Абдерахмана, а потом тоже очень молоденькие - Легри де Бриена, а Илэр Абдерахмана. Там такой Абдерахман!
Все легендарные парижские примы в роли Раймонды.
Объясняют и про злосчастный хлопок.
Если кто не смотрел, очень советую.
Для общего развития.