Кратчайшее дилетантское эссе на тему кантилена в балете.
"Кантилена — (итал. cantilena, от лат. cantilena — пение) 1) напевная мелодия — как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии".( Большая советская энциклопедия).
Второй пункт определения, очевидно, можно соотнести с представлением о кантилене в балете.
"... в XVIII, XIX и XX столетиях слово «кантилена» перестало обозначать жанр, оно как бы растворилось во всех жанрах и стало связываться с характером мелодии — плавным, спокойным, певучим, напевным".(М. Г. Рыцарева. belcanto.ru).
...
И т.д. и т.п. Все примеры описания кантилены, которые можно найти в сети, повторяют так или иначе эти слова. (В качестве курьеза: встретилось такое применение термина на сайте МТ: " ... актриса пленяет ... какой-то особенной кантиленой в линиях шеи, плеч, рук."(...)
Если от ассоциативных и умозрительных представлений, из которых преимущественно (мягко говоря) состоит искусствоведение, попытаться плавно перейти к чему-то более физически осязаемому и измеряемому, то можно понятие кантилены перевести как затянутость, тягучесть, плавность (во избежание недоразумений отмечу, что эти слова обозначают свойства материи, измеримые приборами, то есть объективно).
Вот, кстати, нашлось применение понятия кантилена как сугубо технического термина:
"...это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь кантилену, а может быть лишён её. Последний считается браком, так как не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время затухания звучания аккорда превышает 30 секунд, то кантилена есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён кантилены и является продуктом второго сорта" (Википедия).
Тут мы видим чистый материализм, хоть и кустарный, в акустике еще сто лет назад хорошо исследованы явления реверберации, затухания и т.п. с соответситвующим измерениями и формулами, описывающимисии явления.
Итак: затянутость, тягучесть, плавность движения - это и есть кантилена в балете в физическом смысле. Почему это нравится зрителям, бог его знает. Ответ надо искать в дебрях эволюции (креационистов прошу воздержаться от комментариев).
Но одной кантилены мало. Здесь уместна еще одна цитата с сайта МТ : "... В дуэтах с Конрадом Скорик достигает глубокого слияния музыки и хореографии, превращая танец в зримую музыку".
Оставляю на совести автора пассажа то, что достигает Скорик, он искусствовед, "он так видит" (тем более, что она действительно за годы упорных тренировок кое - чего таки достигла). (...).
А вот про глубокое слияние музыки и хореографии, превращающее танец в зримую музыку - то, что требуется. Но этого даже не симбиоза музыки и танца, а превращения музыки в зримое движение, ни один прибор измерить не может (к моему сожалению). Тут царит магия танца и ... открывается широкое раздолье для балетоманских страстей, вкусовщины, добросовестных заблуждений, недобросовестных манипуляций сознанием и пиара, часто самого гнусного свойства.(...)
...
О Лопаткиной. Цитата с сайта МТ: "... В исполнении Лопаткиной завораживающая кантилена адажио второй части «Симфонии до мажор» и, особенно, «Бриллиантов» (где каждое движение, по признанию Ульяны, совпадает с ее внутренним ритмом, будто поставлено специально на нее) уже вошли в анналы мирового балета. Баланчиниана Лопаткиной продолжается!".
Ув. oxdance писала, что в исполнении Лопаткиной это - не Баланчин. Очень может быть. Это - Лопаткина. Но о ней, ее "завораживающей кантилене" и других кантиленщицах - отдельно.