Стр. 1672 Номер 42
Фото
В королевской балетной школе
С 2-мя портретами и 5-ю фотографиями специально для «Вохе». Франц Кюн, Берлин.
Взгляд за кулисы всегда обладает притяжением, поскольку он открывает нам таинственный мир, который мы обычно видим лишь в течение нескольких вечерних часов в свете огней рампы. В особенности балет, со всем богатством костюмов и декораций, со всеми легконогими, красивыми, молодыми фигурами, которые как бы парят над подмостками и «не изотрут вовеки плиток пола» (цитата из «Ромео и Джульетты») – прим. переводчика), интересует зрителя и владеет его фантазией. Тем более привлекательным является взгляд в залы, в которых преподаётся и оттачивается искусство танца и из которых на сцену выпорхнуло такое большое число талантов, чтобы получить там восхищение и признание – и, что в наше трезвое и не менее практичное время не менее важно – также и звенящую эквивалент.
Уже на пятом году, то есть в возрасте, когда будущие Мельты, Патти и д‘Андрады будущего играют в куклы и в солдатиков, малыши, которые посвятят свою жизнь балету, должны начать учёбу. Более сотни соискателей ежегодно подают заявления в королевскую интендатуру, которая выбирает из них самых красивых и грациозных. Очень распространённое мнение о уже имеющемся большом таланте, в общем и целом, относится к миру сказок, поскольку лишь после многих годов напряженных и систематических занятий можно определить спящий талант, который в глазах непрофессионала часто принимается за грацию. Радует та забота, которой Берлинская королевская балетная интендатура окружает своих воспитанников. В отдельном зале, в котором специально для этой цели нанятые педагоги начальных классов преподают малышам до их 14-летия, будущие выдающиеся танцовщики, освобожденные от посещения школы, проводят первую половину дня. Вторая половина дня, три часа в неделю по два с половиной часа посвящена занятиям танцем с королевским солистом Ойгеном Мюллером, прекрасным артистом и достойным продолжателем традиций своего отца – Шарля Мюллера, который, будучи учеником и коллегой Тальони, передал своему сыну его блестящие традиции, которые сын достойно представляет и преподаёт. Частное школьное образование длится до 14-летия и мальчики-воспитанники обладают привилегией получить право сдать годовой экзамен на основании этого обучения.
Фото арабеска
Занятия в старших классах длятся до 16 или 17-летия, затем «малыши», из которых тем временем выросли «большие», получают постоянный пост в соответствии с имеющимися вакансиями, зарплату вместе с гонорарами за выступления в размере 1 500 марок в месяц, что в результате достигает 2 500 марок. Теперь они являются королевскими танцовщицами и танцовщиками королевского института. До этого момента они получают в качестве эквивалента их деятельности во время спектаклей в зависимости от своих достижений гонорар в размере от 3-х до 5-и марок, а также костюмы, трико, парики( как мы знаем, наиболее дорогие приобретения), в то время как они сами должны оплачивать лишь самое недорогое – туфли и бельё. Официально занятия проводятся три раза в неделю, но это не всё, поскольку после окончания ежедневных школьных занятий, проводимых с восьми или девяти часов приблизительно до двенадцати,
Номер 42 Стр. 1673
Фото Ойгена Мюллера Фото балетмейстера Эмиля Граэба
малыши и взрослые, да даже совсем взрослые, к которым относятся такие звёзды, как дель‘Эра, Урбанска и им подобные, собираются для многочасовых упражнений в поте своего лица, так как лишь не знающая перерывов, непрекращающаяся работа даёт возможность оставаться на высоте достигнутых результатов.
Так как к послеполуденным занятиям, которые иногда продолжаются до шести часов пополудни, добавляются вечерние спектакли, начинающиеся в половине восьмого, в которых заняты упражняющиеся и которые длятся приблизительно до одиннадцати, то им иногда почти не хватает времени на еду, не говоря уже об отдыхе. Из этого становится очевидным, что танец является не той профессией, которая играючи кормит артиста.
Из королевских танцовщиц и танцовщиков, которые ранее обозначались полностью неподходящим термином «фигуранты» происходят, в соответствии с вакансиями и талантом обертанцовщики (до настоящего времени называвшиеся «корифеями»), из которых, в конечном итоге, вырастают солисты. Зарплата обертанцовщиков - между 2 500 марками и 3 500 марками, солистов – приблизительно между 4 500 марками и 6 000 марками для первой и второй солистки, но для таких артисток, как Урбанска, Киршнер, Дельшифёр и Лусия оплата является делом личного договора, так что если гонорар выше, цифры зарплаты достигают гораздо больших размеров.
Фото отдыха
Стр. 1674 Номер 42
Фото занятий в классе
Балетный персонал состоит из приблизительно 140 человек, среди которых приблизительно 52 человека представляют собой королевских танцовщиков на постоянном жаловании, порядка 25 обертанцовщиков и солистов и где-то 60 учащихся старших классов.
Обучение класса солистов, которое является gradus ad parnasum, проходит под руководством королевского балетмейстера Эмиля Граэба, который, как и Ойген Мюллер, и заслуженная дойэн танцовщиц Фройляйн Браун, начал своё обучение в возрасте 5-ти лет в этой королевской балетной школе. Впрочем, балетный персонал в целом, за исключением прима балерин, происходит из королевской балетной школы.
Очень интересно наблюдать мастеров и учеников за работой, в чём читатель может убедиться по фотографиям. На третьем этаже королевского театра, пройдя мимо железных дверей, мы попадаем в большой балетный зал, через три огромных окна которого освещаются фигуры несчётного количества девушек и детей, которые делают здесь пируэты, батманы и антраша, занимаются у станка и упражняются в аттитюдах, в то время как наверху, на галерее, за маленькими шторами быстро переодеваются опоздавшие, за секунду сменяя уличные костюмы на балетные и моментально сбегая вниз по узкой лестнице. Перед глазами своих мастеров Граэба и Мюллера они поворачиваются и взвешиваются, скользят и парят, всегда в хорошем настроении, не взирая на серьёзное отношение к работе и оставаясь грациозными даже при совершении ошибок, которые производят бесконечно милое впечатление, особенно когда их совершают маленькие, пяти- и шестилетних господа, из которых некоторые отличаются выдающейся красотой. Наша первая фотография (стр. 1672) показывает грациозный аттитюд девяти дам, вторая – арабеск фройляйн дель‘Эра и господина Ойгена Мюллера, а фотографии на этой странице – наверху маленькие воспитанники у станка во время первых упражнений и более старшие воспитанники во время отработки упражнения «адажио». Фотография на стр. 1673 передаёт перерыв в танце, покой, которому на мгновения придаются наши балетные звёзды, в центре которых находится выдающаяся прима балерина фройляйн дель‘Эра. Собравшись со свежими силами, они вновь начнут работать. Притягивающая к себе картина, которая в силу грациозности заставляет нас забыть о том, что танец, который способен выражать поэзию, чувство, дух и душу, и о бывшей священнослужительнице которого Фанни Эльслер говорили, что она танцевала Гёте, собственно говоря, относится к самым тяжёлым и, вероятно, самым неблагодарным видам искусства.
Й. Лорм
фото