После внушительного перерыва, обусловленного печально известными форс мажорами, группу балетоманов вновь прибило к берегам Лебединого озера. Хоть на этот раз и иллюзорного.
Истосковавшись по действию, декорациям и костюмам, что усилено различного вида одноактниками бьющихся в конвульсиях как бы оголённых тел, мы решили вновь припасть к животворящему источнику музыки Чайковского, славного драмбалета прошлого века и вечного совершенства красоты века позапрошлого.
И на переплетениях, хитросплетениях и взаимообусловленностях этих "выходных данных" ждало нас много интересных и прекрасных открытий.
Конечно, балет этот славного нашего прижизненного гения господина Ноймайера был нам знаком.
Но как же правильна та скромная истина, что к хорошему в искусстве нужно постоянно возвращаться.
Ибо с высоты проживаемого и вновь приобретаемого опыта многое представляется в совсем ином свете и видится под другим углом. И в особенности такая тонкая и субъективная вещь как искусство балета.
На этот раз первое, что мне бросилось в глаза, это однозначная близость содержания и либретто "Иллюзий...." и "Майерлинга". Потому что с явления Сергея Полунина в "Майерлинге", с постоянного присутствия этого балета на европейской сцене его уже невозможно стереть из балетоманского сознания. Особенно, если исполнитель партии Людвига Баварского, дебютирововший в этот вечер Юлиан Маккей тоже находится под неувядающим, прямо таки роковым влиянием Полунина, и его Людвиг становится тенью жившего когда-то и в стенах данного театра грандиозного Рудольфа-Полунина. Прямо как тень отца Гамлета, принца датского, витает тень австрийского принца Рудольфа в исполнении Сергея Полунина в зале Баварского национального театра. И хотя и Полунина, и его патрона Игоря Зеленского из этих стен изгнали, их имена навечно вписаны в историю Баварского балета. Причём золотыми буквами.
Но вернёмся к нашим баранам иллюзорным лебедям.
И связаннми с ними ассоциациями.
"А," - думаю я, - "вот, оказывается, откуда "черпал вдохновение" Ноймайер - от Макмиллана".
Но на всяких пожарный иду проверять хронологию. И каково же было моё изумление, когда выяснилось, что произведение Ноймайера на два года старше творения Макмиллана! Вот что значит сила оригинальности - ЛО много всяких разных. У каждого маломальски уважающего себя театра есть своя редакция: Григоровича в БТ, Константина Сергеева в МТ, Нуриева в Гранд опера, целых несколько и все свои в Лондонском королевском (сейчас вот затравленного ими же Лиама Скарлетта), Крэнко в Штуттгарте и т.д. и т.п. Поэтому балету Ноймайера суждена была скромная жизнь в Германии, в то время как уникальный "Майерлинг" путешествует по миру.
Но факт остаётся фактом - МакМиллан вдохновился Ноймайером, а не наоборот. И поэтому видим мы на сцене и больных принцев, и их четвёрку пляшущих друзей, и нездоровые отношения с королевой матерью, и брошенных несчастных невест, и иллюзорности воплощения в жизнь любовной тоски.
Хотя натурализм психологической драмы МакМиллана и превосходит в разы нежную сказку Ноймайера. А историческая разница между ними всего-то в два года - "Иллюзии" были поставлены в Гамбурге в 1976 году, а "Майерлинг" в Лондоне в 1978. Неоспоримым остаётся одно - и Ноймайер, и на десять лет старше него по жизни МакМиллан вышли из кузницы драмбалетов Крэнко. Кстати, с "Иллюзиями" наверняка хорошо знаком и наш недавний юбиляр Владимир Васильев - дух и содержание его танцевального праздника в прологе являются отражением народно-аристократического праздника в постановке Ноймайера.
Кстати, идея двойника, "чёрного человека", преследующего главного героя ЛО, впервые появилась у Григорович в 1969 году , а в 1984 была воплощена и Нуриевым.
Что ещё восхитило меня на этот раз в "Иллюзиях", так это постановка неаполитанской тарантеллы как дуэта бабочки и чёрного паяца с сачком и русского танца как аллюзии на "Весну священную", даже по костюмам девушек. Что, конечно, не удивительно, если знать историю любви Ноймайера к Вацлаву Нижинскому, о которой с высока прожитых лет уже точно можно сказать, что она пронесена через всю жизнь.
Конечно, можно ещё много чего написать об "Иллюзиях" - и о параллелях в жизни Людвига Баварского, Чайковского и сказочного принца Зигфрида. И о роли лебедя в их жизнях. Но об этом уже много написано другими.
А мы всё же направим свой внимание на исполнителей главных ролей вечера 28 мая 2025 года.
Среди них было много дебютантов.
В главной партии дебютировал, как уже упоминалось, Джулиан Маккей. Это было очень плохо. Маккей был тяжёл в приземлениях, несмотря на свою всё ещё юношескую хрупкость, в прыжках полностью отсутствовал как технический баллон, так и заложеннея хореографом трагичность и драматизм, шага нет вообще. Партнёрство на грани фола: с дуэтах с принцессой Наталией, воплощённой также дебютировавшей в этой партии Лауреттой Саммерскэйл, положение полностью спасала партнёрша, а в дуэте с человеком-тенью - дебютант Флориан Ульрих Золлфранк - спасти положение не удалось: Маккей заставил таки партнёра приземлиться на сцену. В общем, из положительного могу отметить только правильные пятые позиции и подражание Полунину.
Лауретта Саммерскэйл была уверенна и хороша. Браво дебюту.
Ксения Шевцова в партии Одетты меня просто покорила - и это при том, что мне она особо не нравилась до этого вечера. Но как же хороши были эти трепещущие руки и весь этот нежнейший, такой трогательный в своей молящей беззащитности, уводящий в начало прошлого века, к Павловой и Ко лебедь. Многократное браво дебютантке.
Хороши были в своих партиях дебютанты Каролина Бастос - принцесса Клэр - и Ариэль Меркури - граф Александр. Им тоже наше "браво".
А самое искреннее и даже в голос проартикулированное во время спектакля "браво" мы отдали "Бабочке" - Даниэлле Вентер.
В общем и целом это был прекрасный вечер, несмотря на долгую дорогу к нему и на дождь на улицах Мюнхена.
Русская музыка, хотя и под уравлением англичанина Сазерленда, звучала вдохновенно и вдохновляюще (хотя мы и затосковали по тем временам, когда за пультом стояли русские).
Труппа в хорошем состоянии, хотя с временами Зеленского, конечно, не сравнима.
И версия Ноймайера на фоне попыток отмены русской культуры на Западе звучала как гимн русскому балету, гимн Чайковскому и гимн русским танцовщикам.
Незабываемым получился этот балетный вечер.
И как "вишенка на торте" - мы приобрели диск с фильмом "Джон Крэнко".
Фильм на немецком. Но если есть желающие его увидеть, попробуем залить. Венок выдающихся хореографов 20-го века "сплёлся".
Реакция зала здесь
https://t.me/passionballet/53