Роза как символ красоты, мимолетности счастья и гибели:
О философии цветов, о символах и приметах, связанных с ними:
PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Атрибутика в балете. Ballettatributen » О цветах
Роза как символ красоты, мимолетности счастья и гибели:
О философии цветов, о символах и приметах, связанных с ними:
Дорогая Айрин!
Спасибо за эту душистую тему!
Позволю себе поспорить с авторами сделанной с любовью и информативной передачи.
Очень правильно поступают артисты, которые несут белые лилии на могилу Жизели.
Эти удушающие своим запахом, как правильно было сказано, смеротоносные цветы и есть цветы кладбища и покойников. Цветам жизни - ромашкам и розам на кладбище не место. И таким образом мы имеем дело как бы с дуальной природой этого создания: с одной стороны - это живые цветы, с другой - цветы смерти. Эти цветы появляются в пограничном состоянии между жизнью и смертью, как, к примеру, в "Ромео и Джульетте": после того, как Джульетта приняла яд и заснула глубоким наркотическим сном, появляются призрачные девы с лилиями в постановке Григоровича. Перед свадьбой в комнату заснувшей Джульетты приходят подруги и танцуют с лилиями в постановках Лавровского, Крэнко и Макмиллана....
Так с какими же ещё цветами, могущими открыть дорогу в потусторонний мир и установить связь с умершими идти на кладбище несчастному графу с безысходной тоской в сердце?
Кстати, в Токио балете кто-то нам пока неизвестный сумел вплести лилии во весь дуэт Жизели и Альберта и сделать их полноправными "соучастниками" общения живого и покойницы. Через них осуществяется их связь. Мы имеем две записи этой версии: Диана Вишнёва и Владимир Малахов и Мисука Уэно и Фридеман Фогель.
Вот Альбрехт-Фогель идёт на могилу Жизели. С букетом лилий. Он топит в них лицо, как бы желая забыть свою боль, а в идеале - перенестись с их помощью туда, где теперь его возлюбленная. Он нежно заворачивает роковые цветы в плащ, как бы делая их частью себя. Затем он сбрасывает плащ (не на могиле), как бы оставаясь один на один с судьбоносными цветами и идёт с ними к могиле.
После появления Жизели там будет сцена, когда она будет сбрасывать на него лилии, а он как бы купаться в них, чтобы потом эффектным прогибом назад, стоя на колене, распахнуть перед Жизелью свою грудь и стремящееся к ней сердце. Так же во взаимном невоплотимом стремлении прогнётся и она. Придя с букетом лилий просить o пощаде для Альбрехта Мирту, с цветами же подойдёт к полумёртвому возлюбленному Жизель, чтобы их живой сущностью вдохнуть в него силы. И, конечно, этот прощальный уход Альбрехта от могилы, рассыпая по диагонали своего ухода лилии.... В конце диагонали он упадёт - живым ли или замертво ли?
Дорогой(ая) PRIVET, спасибо Вам за рассуждения о тайном смысле цветов. Очень интересно, и заставляет задуматься.
Действительно, существует язык цветов, в котором каждая деталь имеет значение, скрытое от непосвященного в таинство: какие цветы, какого они цвета, с шипами или без шипов, по какому случаю и в какое время суток их преподносят, как дарящий их держит, украшен ли букет листьями, если украшен, то какими. Одним словом, наука тайного общения.
Казалось бы, какое это может иметь отношение к балету? Но я уверена, что самое прямое. Если артист осведомлен обо всех тонкостях взаимодействия с предметами, то и его поведение на сцене становится осмысленным, а следовательно интересным для зрителя.
Давайте вспомним, как Николай Цискаридзе рассказывал о своих репетициях с Галиной Улановой. Все имело для нее значение, каждый жест, взгляд, поворот головы. Помните историю со стаканом. Обсуждалось какой персонаж берет стакан, его социальное положение, воспитание, и, исходя из этого, как он должен взять стакан и как его держать. Это называется работа над ролью. Мелочей нет. Иначе образ не сложится.
Однако, недавно мы столкнулись с совершенно другим подходом: покрасил волосы в один цвет, потом перекрасился в другой, затем взял и еще раз перекрасился, а потом и вовсе их сбрил. И вся эта необъяснимая бессмыслица была вынесена на суд публики.
Возникает только один, но большущий вопрос: зачем?
Понятно, что думающего зрителя, воспитанного на примерах иного отношения артистов к своему делу, такая неожиданная и кардинальная метаморфоза хорошо известного персонажа не обрадовала. По поводу чего и последовали определенные замечания.
И ничего вредного в этом возмущении я не вижу, наоборот, возможно, оно кого-то, умеющего думать, и предостережет в будущем от необдуманных действий.
Отредактировано Айрин (11-06-2015 18:08:11)
Дорогая Айрин!
Мы с Вами устаревшие брюзгливые вечно вчерашние и т.д. и т.п.
Но мы рады, что не все бреют головы, красят ногти алым лаком, вставляют в уши честно заработанные бриллианты. Большинство привержено традициям и свято им служит.
Ну а эксцентричное меньшинство - будем надеяться, что кого-то действительно таким образом можно заставить пристраститься к балету...
Меня огорчает другое: среди отписавшихся взахлёб много людей, которые насмотренны, есть даже професссионалы. И вот их позиция огорчает. Потому что мы, балетоманы, в идеале должны любить искусство балета, а не отдельных особей его представляющих. И вот с этим, говоря языком продвинутой публики, выходит явная напряжёнка. Народ выбирает себе любимца и начинает его, практически, бесплатно пиарить. Не важно, как грязно танцует звезда В. -мы его обожаем за всё, за всё, за всё. И за розу-кактус тоже.
Не важно, в каком образе пребывает некто, кому по роли положено пребывать в роли Альберта. Мы любим, любим, любим...
Мне, честно говоря, стыдно и неудобно. Потому что мне ясно, что льющие сей елей просто-напросто сырмяжно, как в переходном возрасте терзаемы эротическими фантазиями. Но как же неловко, когда являешься невольным войяристом данных фантазий, когда человек всё это беззастенчиво выплёскивает в интернет.
Кстати, о вопросах стиля: вот тот же обритый персонаж вышел к фанатам в одежде, которую у нас принято называть "треники". Это что за чувство стиля, с позволения спросить? А реакция народа - ах, как он к нам близок.
Ну что ж - каковы фанаты, таков и кумир.
Ну что ж - каковы фанаты, таков и кумир.
,
или другими словами: каков поп, таков и приход.
Дорогой(ая) PRIVET, ну и пусть
Мы с Вами устаревшие брюзгливые вечно вчерашние и т.д. и т.п.
Все равно не устанем повторять то, в чем уверены и что считаем правильным.
Пусть молодые в своих новых, уникальных постановках выходят на сцену хоть с зелеными ирокезами на голове, хоть с бриллиантами в ноздре.
Но если уж берутся исполнять намоленную классику, то должны блюсти ее каноны.
Чистота танца - это неотъемлемый инструмент каждого профессионального танцовщика, и восхищаться этим более чем странно.
Согласитесь, никто не превозносит музыканта за то, что тот не играет сегодня мимо нот. Так что, если танцовщик выдающийся, от него все вправе ожидать не только чистоты движений, но и еще много, много другого интересного, от чего, действительно, можно придти в восторг.
Отредактировано Айрин (11-06-2015 20:38:18)
Дорогая Айрин, тема очень привлекательная! Цветы и в европейской, и в восточной традиции нагружены смыслами. И кроме того, это так красиво и романтично, спасибо Вам за эту тему.
Относительно лилий абсолютно согласна с возражениями dear Privet. И большое спасибо за чудесную иллюстрацию, японскую «Жизель», в которой с декадентским изыском обыграны эти цветы. Действительно, здесь лилии - цветы потустороннего мира, символ сладкого забвения. Сразу вспоминаешь их дурманящий запах))
А мне еще по одной причине милее Альберт с лилиями. Лилия – геральдический цветок, использовавшийся в гербах аристократии, в том числе французских королей. В первом действии обманутая крестьянская девушка гадает на простой ромашке, а во втором граф приносит ей на могилу аристократические лилии – как своей настоящей невесте, равной ему. Мне кажется, это важный психологический штрих.
Добавлю также, что в европейской культуре (по крайне мере христианской, каковой она была до 20 века) лилия – цветок Богородицы, символ чистоты и непорочности. С этими цветами на иконах изображается архангел Гавриил, явившийся Деве Марии. Девушек, умерших до свадьбы, провожали именно букетами лилий. Еще и поэтому эти цветы нужны и в «Жизели», и в «Ромео и Джульетте».
А мне еще по одной причине милее Альберт с лилиями. Лилия – геральдический цветок, использовавшийся в гербах аристократии, в том числе французских королей. В первом действии обманутая крестьянская девушка гадает на простой ромашке, а во втором граф приносит ей на могилу аристократические лилии – как своей настоящей невесте, равной ему. Мне кажется, это важный психологический штрих.
Дорогая Zeta!
Это гениально просто - и просто гениально!
Дорогие PRIVET и Zeta, действительно, расшифровывать тайный смысл цветов и букетов очень интересно.
Может быть имеет значение, что Альберт приходит на кладбище ночью? Может быть это не прихоть, а знак охватившего его отчаяния и глубокой скорби? Ведь имеет значение и время поднесения букета. При поднесении цветов в торжественных случаях, даритель держит их в левой руке, потому что правая ему нужна для приветствия. Возможно, при возложении цветов к памятнику их нужно держать в правой руке? Ведь приветствия не будет.
Некоторые исполнители в какой-то момент переворачивают цветы стеблями вверх, что, возможно, тоже имеет свой скрытый смысл.
Если Альберт приносит на могилу Жизель лилии - символ чистоты, это только еще раз доказывает, что обсуждения темы: "сколь далеко зашли отношения между героями?", за гранью здравого смысла.
Вот как много интересных вопросов может возникнуть у зрителя, если он изначально не ввергнут в состояние шока бритоголовым Альбертом. В этом случае все вопросы отпадают сами собой, потому что на сцене происходит вампука, необъяснимая бессмыслица.
Отредактировано Айрин (19-06-2015 11:47:34)
Дорогие Zeta и Айрин!
Действительно, как много могут рассказать цветы и о многом заставить задуматься.
Вот ведь что мы знаем от Хайнриха Хайне о Виллисах - только одну строку: "Die Willis sind Bräute, die vor der Hochzeit gestorben sind." Т.е. "Виллисы есть невесты, умершие до свадьбы". Как умерли, почему умерли - об этом легенда умалчивает. Скорее всего, не то там главное, что умерли обманутые, брошенные и т.д. Главное в том, что умерли молодыми, не успев насладиться жизнью, а главное - не натанцевавшись. Поэтому и встают из могил в полночь и танцуют без устали. И путников они затанцовывют не из мести, а потому, что сами танцуют без устали: какая же усталость у умерших - дальше смерти умирать некуда.
Мне тоже приходила в голову мысль, зачем Альберт идёт на кладбище ночью? (ну, если игнорировать романтическую условность внушающего страх театрального действа). Может быть, он не хочет быть увиденным днём? Но и так все уже всё видели. А может быть, зная о Виллисах, он идёт именно ночью в надежде найти её среди них? И несёт ей лилии - символ чистоты и непорочности, о которых рассказала нам Zeta. Таким образом, отвечая на все вопросы войяристски настроенной публики. И предвосхищая вознесение возлюбленной в царство светлых духов, как замыслил это Адан.
Дуг Фаллингтон о символике цветов в "Жизели":
ромашка - символ невинности, молодости, верности;
мирта - символ любви и цветок смерти;
розмарин в руках Мирты - символизирует память и преданность;
лилии - символизируют чистоту и восстановленную невинность душ умерших;
По традиции, говорит Фаллингтон, восстановивший "Жизель" по записям Степанова, Альберт несёт лилии на могилу Жизели, а она броcает их ему, воскреснув из земли.
И предвосхищая вознесение возлюбленной в царство светлых духов, как замыслил это Адан.
лилии - символизируют чистоту и восстановленную невинность душ умерших;По традиции, говорит Фаллингтон, восстановивший "Жизель" по записям Степанова, Альберт несёт лилии на могилу Жизели, а она броcает их ему, воскреснув из земли.
Dear Privet, какой замечательный материал по теме, как он кстати! Значит, все-таки лилии.
В полном согласии с замыслом Адана и с нашим коллективным мнением. И мирт, и розмарин, и ромашка – все неслучайно!
Интересно, почему в передаче, размещенной Айрин, прозвучало другое мнение и на чем оно основано?
Вот как много интересных вопросов может возникнуть у зрителя, если он изначально не ввергнут в состояние шока бритоголовым Альбертом. В этом случае все вопросы отпадают сами собой, потому что на сцене происходит вампука, необъяснимая бессмыслица.
Дорогая Айрин, приятно быть с Вами на одной волне. В молчаливом искусстве балета любая мелочь - говорящая. Если даже цветы в руках героя имеют значение, то что говорить о его внешнем виде. Все эти «шалости» в духе шоу-бизнеса так грубо и нелепо вторгаются в ткань спектакля, столь тщательно отделанную когда-то создателями. Удивительно, что находятся ценители подобной дисгармонии.
Интересно, почему в передаче, размещенной Айрин, прозвучало другое мнение и на чем оно основано?
На лености духовной!
Все эти «шалости» в духе шоу-бизнеса так грубо и нелепо вторгаются в ткань спектакля, столь тщательно отделанную когда-то создателями.
Дорогая Zeta, Вы совершенно правы.
Не хотелось бы уподобляться персонажу, который немало сумняшеся заворачивает кусок ливерной колбасы в авторский эскиз работы великого Рембранта.
Вы очень точно определили: "ткань спектакля, столь тщательно отделанную когда-то создателями".
Действительно, ничего не подозревая о тончайших нюансах произведения, возникших когда-то отнюдь не на пустом месте, а тщательно продуманных создателями, нерадивый исполнитель или постановщик может одним непродуманным действием полностью разрушить смысловую и историческую ткань произведения.
Отредактировано Айрин (22-06-2015 17:31:13)
Свадебные лилии в реконструкции "Баядерки" Сергея Вихарева: от невесты-преступницы к невесте- нивинно убиенной.
Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Атрибутика в балете. Ballettatributen » О цветах