Отдельные сведения прямо или косвенно, навеянные балетом «Жизель».
К сожалению, содержащие больше вопросов, чем ответов.
Решусь ими поделиться. Возможно, на некоторые вопросы будут получены ответы.
Начну с того, что попытаюсь установить: где же все таки обитают виллисы (вилы, самовилы) ?
Имеется общепринятое утверждение: виллисы - героини народных поверий и сказаний южных славян.
Южные славяне - болгары, македонцы, черногорцы и словенцы, но некоторые источники утверждают, что танцующие призрачные девы существуют в народных преданиях и у сербов, и у поляков, которых уже нельзя назвать Южными славянами. Следовательно, слухи о появлениях виллис не только южно-славянского происхождения.
Рожденный в германской провинции Генрих Гейне пишет: «…поверье о мертвых танцовщицах, которых у нас называют виллисами…». Значит и в Германии они тоже встречаются? А Жизель родом из Франции. Интересно, что известно о французских виллисах?
Напрашивается вывод: экспансия упоминаний о виллисах (или ареал их появлений?) выходит за пределы балканского полуострова.
А что же о них повествуют сказания других славянских народов? Оказывается, что прямых сведений о виллисах там не имеется, однако, наши «славянские русалки» очень близки по своему нраву (но не по происхождению) виллисам (просьба не путать с «хвостатой европейской русалкой» – морской девой. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid).
Кто и почему обращается в виллису? Объяснение краткое и простое – девы, умершие до свадьбы (явно просматривается возрастная дискриминация). Но разве это грех: деве умереть до свадьбы? Разве присутствует в этом ее вина? По нашим современным понятиям это скорее беда.
И богословы поясняют: «Даже умирать следует тогда, когда это угодно Богу.» «Илиотропион».
Как-то для нашего мировосприятия всё это немного странно.
Возможно, стать виллисой – это не наказание, а поощрение?
Вот с близкими родственницами виллис - нашими местными русалками дела обстоят понятнее, хотя и мрачнее: «Берегиня, Русалка, Вила, Купалка - Древний женский Дух, обитающий в водах.
Берегиня - Русалка обычно молодая, стройная женщина, соблазнительно хороша. Эта полногрудая дева с зелёными глазами появляется либо нагой, либо одетой в одну рубаху, без опояски. У Берегини - Русалки всегда длинные распущенные волосы светлого или зелёного цвета.(По некоторым источникам обязательно русые. Отсюда - русалка) Живёт Берегиня - Русалка в воде, предпочитая пустые и глухие места, но иногда выходит на берег. Там она может качаться на прибрежных деревьях, предпочитая иву или плакучую берёзу. Следы от Берегини - Русалки изредка остаются на мокром песке, но это можно видеть только застав её врасплох, в противном случае она перерывает песок и заглаживает свои следы.
Появиться Берегиня - Русалка может и одна, и с подружками. Вместе они купаются, поют весёлые песни восхитительными и заманчивыми голосами, качаются на ветвях, аукаются меж собой, вьют плетенницы из цветови украшаются ими, водят хороводы, с песнями, играми и плясками. Любят Берегини - Русалки привлечь прохожего и начать его щекотать, для отпора надо иметь полынь, которую нужно бросить в лицо. От скуки у заночевавшего стада гусей завёртывают крылья за спиной одно за другое.
Из волшебных предметов у Берегини - Русалки есть гребень, которым она может затопить и сухое место. Доколе она чешет им свои волосы, дотоле с неё будет струиться вода, если же на ней и волосы обсохнут, тогда она умрёт, поэтому она не отходит далеко от берега. ( из энциклопедии славянской религии)
«…Русалка, в поверьях, прежде являлась утопленницей, была душой погибшего неестественной смертью человека, обычно молодой женщины, некрещёной девушки, иногда — девочки.
…В лесу русалки обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др), на которых любят раскачиваться. «Википедия»
Раньше я воспринимала пушкинское «русалка на ветвях сидит», как некую «улыбку гения», представляя себе хвостатую деву, неведомо как и зачем взгромоздившуюся на дерево, а на деле выходит, что следовало бы лучше знать народный фольклор тех мест, где имел счастье или, наоборот, несчастье, родиться. «Наше все», как обычно, преподносит нам в своих многослойных текстах скрытый для непосвященных смысл и необходимо погружение в них, чтобы этот смысл стал очевиден.
Понятно, что если верить преданиям, то обращению в русалку предшествует, даже по нашему современному представлению, некая неправедность в поведении особы женского пола или совершенный ею грех. В этом случае превращение можно рассматривать уже как наказание.
Что же послужило поводом к созданию либретто балета «Жизель»?
В повести «Флорентийские ночи» «сумрачный германский гений» Гейне, потрясенный галльским умением наслаждаться жизнью, сравнивает жаждущих развлечений парижанок, ни с кем-нибудь, а с неистовыми виллисами:
«Тут-то вспыхивает в них, в парижанках, нетерпеливая жажда жизни, они алчут сладостного опьянения, упоительного дурмана, и сами становятся головокружительно прекрасны, сияют очарованием, которое и восхищает, и потрясает наши души. Эта жажда насладиться жизнью, как будто скоро, сейчас, смерть оторвет их от бьющего через край источника наслаждения или же сам источник сейчас иссякнет, это нетерпение, неистовство, безумие особенно ярко проявляется у француженок на балах и неизменно приводит мне на память поверье о мертвых танцовщицах, которых у нас называют виллисами. Это молодые невесты, умершие не дожив до дня свадьбы, но сохранившие в сердце такое неистраченное и страстное влечение к танцам, что по ночам они встают из могил, стаями собираются на дорогах и в полночный час предаются буйным пляскам. Наряженные в подвенечные платья, с венками цветов на головах и сверкающими перстнями на бледных руках, смеясь страшным смехом, неотразимо прекрасные виллисы танцуют под лучами луны, танцуют все бешеннее, все исступленнее, чувствуя, что дарованный им для танца час на исходе и пора возвращаться в ледяной холод могилы».
Похоже, именно этот небольшой отрывок настолько впечатлил Теофиля Готье , что тот возглавил коллектив авторов, из под перьев которых на свет и появилось либретто неумирающего балетного шедевра.
Кто бы мог предположить тогда, что многие столетия спустя об этих писателях, изложивших, как бы между прочим, незамысловатую романтическую историю, будут часто вспоминать преимущественно благодаря их участию в создании либретто балета «Жизель».
Ассоциации к слову «виллиса».
Слово виллиса (немецкое написание) созвучно: из немецкого walzen - «прокатывать, катать; вальсировать», которое в свою очередь восходит к праиндоевропейскому wel - «вращать, поворачивать» (Willis?).
Может быть, композитор Адан тоже уловил некое родство в звучании этих слов и поэтому в белом акте Жизели призраки танцуют именно в ритме все убыстряющегося, тревожного вальса?
Что известно о миссии виллис в реальном мире?
Кто же такие виллисы, какова их сущность, какова причина, или даже задача их воплощения в явь? Их привлекает только безудержный танец или у них имеются и прочие скрытые умыслы? С каким таким высшим предназначением эти нереально прекрасные представительницы мира мертвых порой пресекают границы вполне реального мира живых?:
«К людям, особенно к мужчинам, виллисы относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Мстят неверным возлюбленным. Вилы (виллисы) могли летать, как птицы, обитали в горах… Если отнять у них крылья (по некоторым источникам – платье), они становятся простыми женщинами. Этим нередко пользовались молодые мужчины. Они отбирали у вилы крылья, а затем брали в жёны. Но такой брак никогда не заканчивался удачно. Рано или поздно вила обманом и хитростью выманивала свои крылья обратно и улетала. Дети, рождённые в таком браке, часто оставались брошенными на отца. Но иногда вила-мать могла забрать ребёнка с собой…
Виллисы могут лечить, предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны.
(Очень интересное утверждение, выходит, что виллиса – это какое-то временное, пограничное состояние души. Можно предположить, что должно произойти некое событие, следствием которого будет либо возвращение виллисы в мир живых, либо вечное упокоение в мире мертвых).
Вилы, обладавшие вещей премудростью, защищали обиженных и сирот, могли приносить счастье, обеспечивать богатый урожай, одаривать златом-серебром, заботиться о детях, исцелять раны. Целительской силой эти невесомые существа, знавшие все свойства растений, владевшие тайной живой и мертвой воды, славились настолько, что в случае болезни к ним обращались при посредстве... боярышника, который так и назывался – вилино дерево. К нему приносили чашу с вином и просили вилу спасти болезного…
Вилы могли покарать за причиненный вред или неправедный поступок: наслать бурю, засуху или болезнь, покалечить и даже убить». (из Википедии).
А что если приход Альберта и Ганса ночью к могиле любимой девушки объясняется их сознательным поиском встречи с виллисами с целью найти среди них Жизель и попытаться возвратить ее к жизни? Ведь они приходят после полуночи, в то время, когда на кладбище по поверьям вполне могут появляться представители загробного мира.
Но как объяснить гибель лесничего? За что его так сурово покарали? Он не был неверным возлюбленным. А по описаниям к мужчинам виллисы, в принципе, относятся хорошо.
Или им не понравилось в нем что-то другое? Например, какие-то его душевные качества или поступки.
Во имя чего свершилось зло или это было правосудие, по крайней мере, с точки зрения виллис? Окружили, закружили, завальсировали до смерти. Возможно, виллисы лишь орудие в руках проведения, используемое им для восстановления высшей справедливости?
Аз воздам.
«В кульминации — сцене виллис с охотником Гансом — поставлен совсем небывалый групповой женский вальс с одним-единственным кавалером. Хореография сцены соединяет нежную вальсовую структуру и структуру неистовых вакханалий». В.Гаевский «Димертисмент»
Согласно поверьям, мстить неверному возлюбленному должна именно обманутая им девушка-виллиса, а Жизель действует вопреки правилам, она, наоборот, всячески стремиться оттянуть момент трагической развязки и пытается сдержать все убыстряющейся темп пляски виллис своими нарочито замедленными соло. Ей необходимо любыми средствами дотянуть время до рассвета, чтобы уберечь все еще любимого ею человека и тогда он будет спасен.
Значит, существует еще одна сила, перед которой бессильно опускается даже карающая десница высшего и справедливого возмездия. Эта сила - любовь. Простая крестьянская девушка Жизель, которой удалось остановить или замедлить так, что он уже не смог сработать, убийственный механизм под названием – виллисы, преподает нам урок мудрости: никогда, даже в самых отчаянных ситуациях, не следует терять надежду. Лишь бы хватило настоящей, неподдельной, искренней любви.
Оказывается, в балете «Жизель» постановщики используют не только язык цветов, но и забытый в наше время тайный язык жестов:
«Скрещенные руки (в арабеске Жизели) на символическом языке геральдики средних веков означали верность.» В.Гаевский «Дивертисмент»
Поэты о виллисах
Аполлон Майков
Утро
(Предание о виллисах)
Близко, близко солнце!
Понеслись навстречу
Грядки золотые
Облачков летучих;
Встрепенулись птицы,
Заструились воды;
Из ущельев черных
Вылетели тени —
Белые невесты:
Широко в полете
Веют их одежды,
Головы и тело
Дымкою покрыты,
Только обозначен
В них лучем румяным
Профиль лиц и груди.
Было бы удивительно, если бы художники - наиискушённейшие ценители женской красоты, оставили незамеченным столь красочное, эмоциональное и во всех отношениях выдающееся явление, как виллисы.
Да простят меня авторы картин, рискнувшие увековечить призрачных ночных танцовщиц, но мне не удалось установить их имен. Допускаю, что после того, как произошла их встреча с виллисами, они…
Нет, не хочу додумывать эту мысль.
Итак, виллисы, и их воплощение в живописи:
А вот и русалки:
Фильм А.Петрова
Русалка
Отредактировано Айрин (08-07-2015 23:29:11)