Хотелось бы в преддверии 71-ого дня рождения совершенно незаурядного человека вспомнить основные этапы его полной неожиданных поворотов жизни и творчества.
Юрий Борисович Шерлинг (род. 23 августа 1944, Москва) — российский театральный режиссёр, хореограф и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств РСФСР, Доктор искусств, Академик Американской Академии IASEIA.
Серьёзно заниматься музыкой Ю. Шерлинг начал с четырёхлетнего возраста в Музыкальной школе при Гнесинском училище. Ученик Елены Фабиановны Гнесиной и выпускник московского хореографического училища ГАБТа. Первый поворот в судьбе: из Московского академического хореографического училища Большого театра Шерлинг выпускался партией в Большом театре – танцевал шута в "Лебедином озере" с Майей Плисецкой и Николаем Фадеичевым. В то время за подобным дебютом сразу следовало звездное восхождение. Но добраться до выступления в самом спектакле Юре так и не удалось. Юра был блестящим демихарактерным танцовщиком, это признавали все. Многих его дарование восхищало, а кое-кого – бесило. Еще великий Фокин в своей книге "Против течения" писал про "зов секса", утверждая, что приемов классического балета явно не хватает для выражения всех страстей и эмоций. Приблизительно те же идеи рождались в голове у юного Юры Шерлинга. Его тело и темперамент подсознательно вырывались из узких рамок классицизма и академического танца. И, похоже, процесс этот был неуправляем: натура и воспитание брали свое. Шерлинг вырос в уникальной музыкальной семье, с детства хорошо был знаком и с классическим джазом, и со сложнейшей музыкой Шонберга, Вебера, Шнитке. Простые музыкальные формы наводили на него скуку. Итог: накануне выпуска его выгнали из училища за скандал с преподавателем по характерному танцу (1). Так в одночасье Юра лишился дебюта и остался без распределения. Сначала (1963 г.) юный карбонарий попал в ансамбль Игоря Моисеева, но народные танцы не согревали его душу, и он вновь очутился на улице. Иногда подрабатывал, играя на рояле в джазовом оркестре. Как-то раз джаз-бэнд был приглашен на вечеринку в театр Станиславского и Немировича-Данченко. Сначала все шло как обычно: народ веселился, Шерлинг сидел за роялем. Но потом ему надоело играть, он выскочил на середину зала и стал танцевать рок-н-ролл. Его партнершей оказалась девушка удивительной красоты, зеленоглазая, скуластая, со змеиным лицом. В невероятном порыве они почти не касались пола. Позже выяснилось, что Юра танцевал с народной артисткой СССР, блистательной балериной Элеонорой Власовой, примой театра Станиславского и Немировича-Данченко. И 1965 его пригласили в балетную труппу театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В том же году он поступил на Высшие режиссёрские курсы в мастерскую народного артиста СССР А. Гончарова и в 1969 году получил диплом Государственного института театрального искусства по специальности «Режиссёр-постановщик музыкального театра».
В 1971 году А. А. Гончаров пригласил Ю. Б. Шерлинга его для совместной работы над американским мюзиклом «Человек из Ламанчи» в театре им. В. Маяковского. Этот спектакль, в котором Ю. Шерлинг выступил в новой для себя роли режиссёра, не сходил со сцены в течение 14 лет.
Всю жизнь Юрий Шерлинг продолжал свои поиски в хореографии. Параллельно всерьез занялся режиссурой. Он был одержим стремлением найти универсальный, синкретный, взаимопроникающий язык, который мог бы соединить разные виды искусства: пластику человеческого тела, музыку, вокал, драматургию. Как алхимик пытался создать некий таинственный синтез жанров. Кульминацией этих поисков стал балет "Последняя роль". Шерлинг сам написал к нему музыку и поставил хореографию, посвятив свое творение выдающейся русской балерине Элеоноре Власовой. Балет имел бешеный успех не только в России, но и за рубежом.
В семидесятые годы Ю. Шерлинг поставил фильм «Только одно движение» и два телевизионных балета — «Зимняя радуга» и «В лавке старого музыканта
Следующей театральной постановкой Ю. Шерлинга также стал мюзикл — спектакль «Тощий приз» по пьесе кубинского писателя Э. Кинтеро. Постановку осуществил Государственный русский драматический театр ЭССР, куда Ю. Шерлинга пригласили после успешной работы над «Человеком из Ламанчи». На премьере, состоявшейся в марте 1974 года, присутствовал руководитель Московского театра им. Моссовета, режиссёр Ю. А. Завадский, который и перенёс постановку на сцену своего театра. Московская премьера мюзикла состоялась в декабре 1974 года и была официально посвящена 16-й годовщине Кубинской революции
Основную известность Ю. Шерлинг приобрёл, организовав в 1977 году Камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ), базировавшийся в Биробиджане и Москве и исполнявший спектакли на идише (1977—1985), — первый профессиональный еврейский театр в стране со времени закрытия московского Государственного еврейского театра (ГОСЕТ) в 1949 году. К организации театра в Москве, на Соколе, также имели непосредственное отношение советские партийные инстанции и заместитель министра культуры РСФСР, композитор Андрей Макаров.
Наиболее известной постановкой КЕМТ стал мюзикл «Чёрная уздечка для белой кобылицы» (русский текст Ильи Резника, текст на идиш Хаима Бейдера, оформление Ильи Глазунова[10], музыка Ю. Шерлинга), поставленный в 1978 году. Другие постановки Ю. Шерлинга в КЕМТе — музыкальный спектакль «Ломир алэ инейнем» («Давайте все вместе»), опера-балет «Последняя роль», спектакль «Я родом из детства», народная опера «Золотая свадьба» и мюзикл «Тевье из Анатевки» (либретто Людмилы Улицкой по мотивам повести Шолом Алейхема «Тевье-молочник») — переложение для советской сцены знаменитого мюзикла Д. Бока и Д. Стайна «Скрипач на крыше».
Когда ребе веселится
В этом театре Ю. Шерлинг был не только художественным руководителем, но также композитором и исполнителем ролей. Шерлинг – основатель и художественный руководитель театра, автор всех спектаклей, музыки, хореограф, все в одном лице. Его окружали фанатично преданные делу люди, артисты, всю свою жизнь посвятившие еврейскому искусству. Многие приехали из провинции, денег не хватало, они жили на съемных квартирах, их гоняла милиция, потому что у большинства не было прописки. Но ради общего дела они шли на любые жертвы. А Шерлинг гонял их по полной программе. Его спектакли были невероятно сложным психологическим инструментом, который, как скальпель, вскрывал людские души. Бывало, что на спектакли выезжали машины "скорой помощи". Люди ломали двери, рвались внутрь. Секретари парткомов и горкомов на местах не знали, что делать, потому что на их глазах возрождалось еврейское самосознание, тогда как в стране шла активная антисемитская кампания. И КБГ стал принимать меры. Пришлось снова резко уходить от опасности.
В 1985 году Ю. Шерлинг вынужден был покинуть стены своего театра. Он ставил спектакли, в основном, за границей. В частности — спектакль «Гетто» по пьесе израильского драматурга Иешуа Соболя (в Норвегии). Работал на телевидении: он автор ряда музыкальных телешоу на норвежском ТV. Вёл концертную деятельность в качестве солиста-пианиста в Японии, Швейцарии, Великобритании, США, Германии, Австрии, Венгрии.
Прошло четыре года, началась перестройка. Весной 1989 года Шерлинг вернулся в Россию. Его друг Михаил Шатров через Союз театральных деятелей помог образовать новый театр – "Школу музыкального искусства". На сцене театра были поставлены народная опера «Когда песок взойдет», опера-мистерия «Помилуй», Музыкальное шоу «Школа музыкального искусства», арт-шоу «Хор Турецкого». С репертуаром Школы Музыкального Искусства: спектакли «Школа музыкального искусства» и «Помилуй», Ю. Шерлинг успешно гастролировал по США. После оглушительного успеха его ждал удар в спину: 99% артистов остались в Америке работать по контракту. Потеряв труппу, Шерлинг получил инфаркт. Но взамен судьба сделала подарок: он влюбился в девочку по имени Олеся (2).
С 1999 по 2008 год Ю. Шерлинг занимал должность вице-президента Собинбанка по связям с общественностью.
В 2007 году Ю. Б. Шерлинг восстановил на сцене Театра Сатиры спектакль «Чёрная уздечка белой кобылицы», в котором, по мнению газеты «Культура», «авторам зачастую изменяет вкус». Несмотря на успешную премьеру, этот спектакль не был замечен широкой публикой и вскоре сошёл со сцены.
14 мая 2009 года был временно назначен исполняющим обязанности ректора Российской академии театрального искусства с тем, чтобы устранить нарушения, выявленные в результате проверки основных направлений деятельности РАТИ Министерством культуры РФ. Открытое письмо с протестом против этого назначения, в котором Шерлинг характеризовался как «человек, не имеющий к вузу и высшей школе никакого отношения, не обладающий каким-либо авторитетом среди деятелей театра», подписали, как сообщается, «десятки профессоров и преподавателей РАТИ, режиссёров и актеров, в том числе Сергей Женовач, Роман Виктюк, Дмитрий Крымов, Сергей Проханов». Театральный критик Марина Давыдова отмечала: «Если назначение ректором крупного вуза человека с такой биографией и репутацией не есть плевок в лицо не только театральным людям, но и всему образованному сословию нашей страны, то что же ещё считать плевком?». На следующий день он подал в отставку под давлением преподавателей и студентов академии, среди которых, по некоторым утверждениям, была развернута мощная «антишерлинговская» кампания (3).
В 2009 году на базе Театра «Школа Музыкального искусства» Юрием Шерлингом был создан Продюсерский центр «Sherling Art», который занимается продюсированием и организацией концертов джазовых и классических музыкантов.
В марте 2010 года в Московском Международном Доме Музыки состоялась презентация джазового спектакля «DREAM» Александры Шерлинг[24], в котором Юрий Борисович выступил как автор идеи и режиссёр-постановщик
На семье Юрия Ширлинга природе отдыхать НЕКОГДА:
Жена - Олеся Шерлинг, пианистка, вокалистка, джазовый музыкант, импровизатор, композитор. Родилась в Москве.
Окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (1984), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1989) и аспирантуру Московской консерватории (1996) в классе профессора М. С. Воскресенского.
С 1988 года по настоящее время — музыкальный руководитель и актриса-вокалистка в театре «Школа музыкального искусства». Сопостановщик оперы-мистерии «Помилуй», балетов на музыку Астора Пьяццоллы и струнного квартета № 4 Арнольда Шёнберга, арт-шоу «Школа музыкального искусства» и «Давайте все вместе». Со спектаклем «Трудная и длинная дорога» гастролировала в США, Швейцарии, Германии, Норвегии, Японии, Италии, Англии (концерт в Альберт-холле в Лондоне).
Лауреат многих международных джазовых фестивалей, Международного конкурса пианистов в Барселоне (1996), дипломант Московского открытого конкурса саксофонистов «Selmer — детям» (2010), VII Международного фестиваля «Москва встречает друзей» (2010) и Шестых открытых молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ (Ереван, 2010).
Выступала с сольными концертами в Центральном доме работников искусств и Камерном зале Московского международного Дома музыки (с Государственным академическим камерным оркестром России под управлением КонстантинаОрбеляна), гастролировала по городам Франции.
Дети:
Дочь - Анна Шерлинг
Актриса
Родилась в Москве, в семье известного театрального режиссера Юрия Шерлинга и актрисы Тамары Акуловой 21 июня 1980. Родители развелись, когда Анна была еще совсем юной. Вскоре Тамара Акулова вышла замуж во второй раз - за кинорежиссера Эльёра Ишмухамедова.
Анна с детства мечтала об актерской карьере, но к тому времени, когда она окончила школу, отечественный кинематограф находился в упадке. Тогда, посоветовавшись с родителями, Анна поступила в МГИМО. После окончания института она поработала по специальности два года и окончательно убедилась, что ничего, кроме актерской профессии ее не интересует. В результате она поступила на актерский факультет РАТИ, на курс Виктора Ракова. Начала сниматься в кино с 2003 года. Она известна зрителям по фильмам «Zолушка», «О тебе» и «Невеста» другим.
Крестным отцом Анны Шерлинг в кинематографе стал стал ее отчим - режиссер Эльёр Ишмухамедов. Сначала он доверил молодой актрисе роль Шурочки в сериале «Ангел на дорогах» (главную роль исполнила ее мама Тамара Акулова). Затем Анна снялась в его мелодраме «Невеста» (Даша Мышкина) и военной драме «О тебе» (Верка). Об актрисе заговорили, у нее появились первые поклонники.
Первой яркой ролью в кинокарьере Анны стала глваная роль в фильме «Невеста» (2006). Но сама она больше всего любит фильм «Zолушка», который считает очень добрым и нужным для зрителей. Но помимо добрых славных девушек, Анне Шерлинг приходилось играть и довольно странных персонажей – например, были у нее травести-роли, была роль сумасшедшей-убийцы и даже проститутки. В целом же Анна – девушка не робкого десятка. Такие роли ей интересны
С этого времени Анна Шерлинг стала регулярно появляться на киноэкране. Она сыграла Анну в драме Леонида Мазора «Жизнь, которой не было», Анжелу в детском фильме Марии Евстафьевой «Щенок». У того же Эльёра Ишмухамедова снялась в картинах «Катя» (Шура) и «Дольше века» (Рита). Запомнилась ее работа в сатирической сказке «Zолушка», где они на пару с Елизаветой Боярской блестяще сыграли самодовольных и вздорных сестер.
Кроме кино Анна Шерлинг работает на телевидении. На телеканале «Muzik Box» она ведет программу "20 лучших европейских клипов недели», а на телеканале «Мать и дитя» - программу «Бэби бум».
Дочь - Александра Шерлинг (4)
Джазовая певица.
Родилась в 1990 году в Риме (Италия).
Еще ребенком, она заставила маститых джазовых музыкантов признать в ней незаурядный талант.
В 6 лет стала почетным членом жюри «Первого Всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства в Москве», а также получила первую премию и золотую медаль на конкурсе "Мировые таланты" (Лос-Анжелес, США) и специальную премию музыкального конкурса "Браво-брависсимо" (Кремона, Италия).
Принимала участие в телемарафоне "Звезды дети – детям мира" (Амстердам, Голландия), выступала в популярной музыкальной телепрограмме «Утренняя звезда», принимала участие в московском джазовом фестивале, посвященном 100-летию Джорджа Гершвина.
Окончив музыкальную школу при эстрадно-джазовом училище, Александра Шерлинг посвятила себя джазовой музыке. В 2003 году она участвовала в джазовом фестивале в Москве.
В 2009 году работала над сольным джазовым проектом с выдающимся джазовым музыкантом, пианистом Валерием Гроховским.
Окончила факультет музыкального театра РАТИ-ГИТИС.
2 марта 2010 года в Театральном зале Московского международного Дома музыки состоялась презентация дебютного джазового альбома певицы “Dream”.
Триумфом и очередным международным признанием ее таланта стало участие в крупнейшем джазовом фестивале Java Jazz, который прошел в марте 2010 года в Джакарте, столице Индонезии.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
• Лауреат премии в области музыки Триумф - 2003г.
• Золотая медаль на конкурсе «Мировые таланты» г. Лос-Анжелес - 1997г.
• Премия на конкурсе «Браво-брависсимо» (г. Кремона, Италия) - 1997г.
Сын - Матвей Шерлинг
Саксофонист
Родился в 1999 году.
В 7 лет Матвей поступил в Государственную детскую школу искусств № 2 имени С. И. Мамонтова, где учился по классу фортепиано и флейты. Через два года поступил в Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) имени Гнесиных, где учился в классе саксофона у Л. Б. Друтина. Менее чем через год Матвей стал победителем Московского открытого конкурса саксофонистов «Selmer» — детям» в двух номинациях — «Академический саксофон» и «Джазовый саксофон» (2010).
Параллельно с учебой Матвей начинает активно выступать в концертах — в том числе с Ансамблем солистов «Эрмитаж» под руководством Алексея Уткина, с сестрой Александрой Шерлинг (джазовый вокал) и инструментальным трио Валерия Гроховского в джазовом спектакле DREAM, принимает участие в фестивалях.
В июне 2010 года Матвей Шерлинг был удостоен звания лауреата Шестых открытых молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ (Ереван). Большим триумфом стала победа на XI Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» (2010, I премия и «Золотой Щелкунчик»). Валторнист Аркадий Шилклопер, принимавший участие в работе жюри, отмечал: «…Абсолютно взрослая игра музыканта, который не просто играет ноты и фразирует правильно: слышно, что он хорошо знает джаз, слушает и любит его. Кроме всего прочего, он владеет импровизацией и это слышно. Это большая удача и победа…». В 2011 году Матвей добился еще одной победы — I премии на IX Международном детском музыкальном конкурсе Ротари (Москва) и стал лауреатом III фестиваля «Восходящие звезды в Кремле». В 2012 году стал лауреатом XV музыкального фестиваля «Молодые таланты на родине П. И. Чайковского» (Ижевск), а в январе 2014 года — победителем Первого Московского областного открытого конкурса саксофонистов (г. Пушкино).
С 2010 года Матвей Шерлинг — стипендиат Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова.
В 2010-2012 годах Матвей занимался на мастер-классах известных классических саксофонистов: Кеннета Тзе (профессор Университета штата Айова, США), Мишеля Супера (Музыкальная консерватория Валансьена, Франция), Филиппа Портежуа (Парижская консерватория) и Арно Борнкампа (Нидерланды), а также участвовал в джазовом мастер-классе Игоря Бутмана в рамках III Международного фестиваля мастер-классов «Слава Маэстро!» (Москва).
В 2011 году Матвей выступал с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова в рамках VIII Международного фестиваля «Москва встречает друзей», принимал участие в ежегодном Летнем фестивале юных музыкальных талантов в Копенгагене (Дания), праздничном концерте в Генеральном Консульстве РФ в Бонне (Германия) и концерте, посвященном 20-летию российско-германских отношений в Берлине (с «Виртуозами Москвы», дирижер Владимир Спиваков), выступал с Камерным оркестром Kremlinпод руководством Миши Рахлевского в Концертном зале «Гнесинский на Поварской» (концерт посвящен Международному дню музыки) и Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского на концерте-открытии Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик 2011» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Принимал участие в съемках новогоднего «Необыкновенного концерта» на ТК «Культура» и диска победителей конкурса «Щелкунчик-2010» (с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета).
В 2012 году гастролировал по Прибалтике с «Виртуозами Москвы» и Владимиром Спиваковым, стал самым юным участником XVI Всемирного конгресса саксофонистов в Шотландии, в котором также приняли участие такие известные музыканты, как Брэнфорд Марсалис, Арно Борнкамп, Кеннет Тзе и Клод Дельангль; совместно с оркестром «Новая Россия» записал Первый концерт для саксофона с оркестром Юрия Шерлинга (дирижер — Денис Власенко).
В 2013 году выступал с «Виртуозами Москвы» под управлением В. Спивакова в Давосе (Швейцария) в рамках ежегодного Всемирного экономического форума и на Международном фестивале классической музыки в Кольмаре (Франция), принимал участие в концерте «Юные звезды Международного Благотворительного Фонда В. Спивакова в Кадоган-холле (Лондон), XVМеждународных курсах камерной музыки-фестивале Musica Mundi (Брюссель) и Международном фестивале Юрия Башмета в Минске.
Дочь - Мариамна Шерлинг родилась в Москве в 2001 году.
Училась в Государственной детской школе искусств № 2 имени С. И. Мамонтова (класс фортепиано В. М. Ашкенази, 2006-2009). С 2009 года по настоящее время обучается в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) имени Гнесиных (класс фортепиано М. Ш. Шалитаевой).
Дипломант московских фестивалей: «Семейные ансамбли» (ДМШ имени К. Н. Игумнова, 2006, 2007), музыки Чайковского (2009), Шопена и Шумана (2010), Бетховена (2010), ХIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (2012).
Дипломант программы «Юные — юным» инновационного проекта «Открытая сцена» Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова (2010).
С 2011 года является стипендиаткой Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова.
Удостоена первых премий XI Международного детского музыкального конкурса Ротари (Москва, 2013) и X Международного конкурса «Молодые виртуозы» (София, Болгария, 2014).
Выступала с Камерным оркестром «Гнесинские виртуозы» под руководством Михаила Хохлова в Московском международном Доме музыки (2011). Принимала участие в XV Международных курсах-фестивале камерной музыки Musica Mundi (Брюссель, Бельгия) и Международном фестивале Юрия Башмета в Минске (2013).
Из воспоминаний Ширлинга:
1. Жили мы в 6-метровой комнате. Кровать - рояль. Стол - рояль. Вся жизнь - рояль. Я спал то на рояле, то под роялем. Впитывал гармонию маминых импровизаций. Слезы, которые она проливала над музыкой, маленьким сыном, нищетой, безысходностью. И все нереализованное в ней было направлено на меня. Мама учила меня всему на свете, но в первую очередь - музыке. Считала основой всей жизни ритм. Видела его в работе крыльев бабочки, слышала в перестуке колес поезда. И это передалось мне. Мой первый педагог Елена Фабиановна Гнесина говорила маме: "Ваш мальчик - как негр, он чувствует ритм в тысячной, миллионной части его составляющей".
Я неохотно занимался музыкой. Но постепенно она стала необходимостью, как есть, как дышать. В четыре с половиной года я играл хорошо темперированный клавир Иоганна Себастьяна Баха в Малом зале Московской консерватории. Я был мал ростом, и мне подставляли высокую табуретку, клали на нее какие-то подушки, чтобы руки доставали до клавиатуры... В пять лет стал лауреатом Олимпиады творчества детей работников искусств Москвы. Грамоту "За отличное исполнение по разделу хореографии" мне вручила народная артистка СССР Валерия Барсова. За украинский танец. Мама ухитрилась пошить мне прекрасные шаровары и украинские сапожки. Они сохранились, я подарил их Шуре, своей второй дочке, во многом превзошедшей меня способностями.
В шесть лет становлюсь учеником Гнесиной. И параллельно с увлечением занимаюсь ритмикой. У меня появляются лаковые туфли, галстук-бабочка, коротенькие клетчатые штанишки, пиджачок. Как положено вундеркинду. Этот наряд мамина сестра Мария Верцберг привезла из Берлина, где была в то время главврачом военного гарнизона, полковником медслужбы. В 1953-м ее уволили из армии в связи с "делом врачей".
...Помню себя лет с трех. И всегда - танцующим. Мама рассказывала: младенцем я не умел ползать, как все дети. И всю жизнь ползать не умею. Пританцовывать стал, едва поднялся на ноги. Держался за ножку рояля и раскачивался в такт маминой музыке. И ходить начал, пританцовывая. Мурлыкал что-то, в такт кружился. Потребность разговаривать языком танца во мне с рождения; она повторилась и в Шуре. Она часто рассказывает нам драматургические страсти языком ритмики, пластикой. Восхищен, как природа передала ей это мое умение...
В семь лет я - ученик известного педагога Анаиды Степановны Сумбатян в Центральной музыкальной школе (ЦМШ) при Московской консерватории. Первые драки, скандалы. В лексике педагогов появился новый феномен: "хулиган Шерлинг". Что с ним делать? Передрался со всеми учениками, сломал им носы. Выгнать? Но он прекрасный пианист! Восьмилетний, играю сложнейшую программу: вальс Рахманинова, сонет Петрарки Листа, сонату Грига. Мне прочат блестящее будущее. Невероятная пальцевая техника заложена в моих руках от Б-га. Или от мамы?.. Она часами сидит со мной за роялем: бьет, ругает, заставляет играть. Ставит передо мной консервную банку с кукурузой за 13 копеек. Холодно, голодно. За банку кукурузы готов был играть часами...
Но подкралась беда. Природу ее до сих пор понять не в состоянии ни я, ни врачи, ни психологи. Запоминаю и воспроизвожу по слуху сложнейшие музыкальные произведения, а перенести на нотную линейку не могу. Видимо, Г-сподь не додал мне что-то. Или что-то чуть передал. Связь между слухом и руками прервана. Я слышу - и это передается рукам, когда играю, но лишь начинаю писать, все умолкает.
И я заявил маме: учиться в ЦМШ не хочу, меня заставляют делать то, что не понимаю.
Мама работала в Хореографическом училище Большого театра концертмейстером у замечательного педагога, солиста ГАБТа Александра Максимовича Руденко. И иногда приводила меня с собой посмотреть хореографический класс. Я не мог отвести глаз: выпрыгивающие "из себя" танцовщики, летящие в восторге от своего полета, грации. Танцующие птицы. Зримая музыка! Перевоплощение красоты и тонкости музыки в пластику тела генетически заложено во мне.
- Станцуй что-нибудь, - попросил однажды Александр Максимович.
Я сплясал украинский танец и сделал "вертушку" - некое движение русского танца с особым акцентом. Руденко воскликнул:
- Какая музыка в твоем танце! Ты должен стать артистом балета!
Без экзаменов меня зачислили сразу во 2-й класс училища. Так в 11 лет я самостоятельно принял решение о своем будущем.
...Великие Звезды преподавали нам балет: Суламифь Мессерер и Асаф Мессерер, Михаил Габович, Александр Руденко, Ольга Ходот. Мне повезло с их блистательной школой.
В 9-м, выпускном классе я уже танцевал на сцене Большого партию Шураленка в балете "Шурале", па-де-труа в "Щелкунчике", па-де-де в "Тщетной предосторожности", участвовал в балете "Пламя Парижа".
Сольный дебют на сцене ГАБТа вместо обычного выпускного экзамена мне предложила директор хореографического училища Софья Головкина. Вместе мы долго подыскивали подходящую партию. Остановились на сложной, интересной роли Шута в "Лебедином озере" с участием звезд: Майи Плисецкой и Николая Фадеичева.
Начали репетировать. Я знал наизусть всю партитуру балета, мог бы им дирижировать...
Скандал с Рихтером перевернул жизнь, мечты рухнули. Меня, одного из самых перспективных выпускников, сняли с персонального дебюта, не взяли в труппу Большого, вообще оставили без распределения. Броситься за советом к маме, единственному близкому человеку? Но задавленная нищетой и безысходностью, она считала: надо быть тише воды, ниже травы, молчать, не сопротивляться. Быть лучше их, побеждать их долготерпением. Такая вот, еврейско-геттовская "замкнутая философия".
Я часами валялся на кровати. Старался понять, почему так разительно изменилась моя жизнь? Казалось, все было ясно и четко запрограммировано. Ничтожный преподавателишко оскорбил меня презрительным "жид". Такого слова применительно к себе я никогда не слышал. В музыкальной школе, училище национальная тема не обсуждалась. Ни педагогами, ни учениками. Мы даже не понимали толком, что это такое - национальность. Единственным критерием была творческая одаренность.
Не брал я в толк и слова мамы:
"Ты должен учиться втрое, вчетверо лучше одноклассников. Помни, ты - еврей, тебе трудно придется в жизни".
Я обозвал обидчика "фашистом". Заслуженно! А наказан я. И никто не заступился за меня. Почему? Неужели все - мои педагоги, однокашники - заодно? Еще вчера восхищались мною, прочили звездное будущее. И - предали, чтобы защитить антисемита. Вспомнили, что я - еврей? И еврею надо указать место?
Впервые в жизни я столкнулся с предательством. Впервые понял: я - еврей.
Ненавижу любой сорт национализма, презрение к "чужакам", человеческую разобщенность. Но сознаю, что существую в определенном времени и пространстве, Что в наши дни козленок избегает совместного отдыха с барсом. Младенцу запрещено играть над норой аспида. А дитя, протянувшее руку свою над змеей, наверняка будет ею укушено.
2. "На прослушивание в мою "Школу музыкального искусства" пришла дородная певица и в качестве аккомпаниатора привела с собой маленькую Барби. У которой были огромные глаза и маленькие ручки. Певица завыла нечеловеческим голосом, и я тут же попросил ее убрать. Но наглая Барби заявила: "А почему, собственно? Она хорошо поет!" Я сказал: "Может, и хорошо, но мне не нравится. А вот вы играете неплохо. Может, вы еще и джаз умеете?" И ребенок начал совершенно фантастически играть. Я бросил конкурс, посадил ее в машину, и мы поехали в консерваторию, где она училась. Там стояли два рояля, я сел за один, ее посадил за другой, и начался невероятный музыкальный роман. Мы играли несколько часов подряд. Она удивительно одаренный человек. И как выяснилось в дальнейшем – совершенно неземной.
Я живу с ней 17 лет. На самом деле, я был женат один раз, на Олесе, а все остальное – круговорот воды в природе. В одном из своих интервью Олеся обронила, что я для нее гуру. Мир метафизики и музыки она познавала в консерватории, а мир реальности, духов и Лагерфельда стал знаком ей через меня. Я делаю ей подарки все время: гораздо чаще, чем полагается. Я как бы Пигмалион при исполнении.
3. Сам Шерлинг объяснил, что причиной его ухода стала «невозможность устранять нарушения в такой обстановке»: по его словам, реакция сотрудников вуза на его приход — «тщательно разыгранная комбинация тех, кто претендовал на пост руководителя академии давно».
4. Шура совершенно уникальна. Она – Богом данный талант, у нее удивительный, глубокий голос. Она лауреат нескольких международных конкурсов и джазовых фестивалей. Уже в пятилетнем возрасте снималась в кино, сыграв роль Людмилы Гурченко в "Карнавальной ночи-2". Спела так, что никакой примадонне не снилось. А недавно вместе с мамой Шура выступала с Алексеем Козловым и его "Арсеналом" – а это, согласитесь, уже совсем иной, суперпрофессиональный уровень. Шура – блистательный музыкант как в области классической, так и популярной музыки. Она великолепно совмещает джазовую классику и вещи из репертуара поп-звезд – Кристины Агилеры и Бритни Спирс. Плюс ко всему природа одарила ее изумительной пластикой. К слову сказать, этой необыкновенной девочке всего тринадцать лет.
Юрий Шерлинг глазами коллег
Армен Джигарханян, народный артист СССР, режиссёр театра, актёр (из интервью газете «Форвертс»):
Шерлинг — мощная личность… Он явно перенасыщен талантами… Многие из тех, кто знает режиссёрские работы Шерлинга, говорят, как жалко, что он оставил театр, такой талант пропадает! Мы будем восхищаться им потом. Потом. Как всеми людьми такого типа. В жизненном быту они неудобны, а потом мы скажем: ай-ай-ай! Он могучий талант и человечище. И не случайно я произношу в его адрес слово «бриллиант».
Глазунов Илья Сергеевич, ректор Российской Академии живописи ваяния и зодчества, Народный художник СССР:
В 1977 году мне выпала честь по приглашению Юрия Борисовича Шерлинга работать в созданном им КЕМТе художником-постановщиком его прекрасного спектакля «Черная уздечка белой кобылице». Уже тогда, в советские времена, меня восхитил его блистательный талант композитора, режиссёра, хореографа. Я с особым волнением ожидал нового прочтения Юрием Шерлингом известной в музыкальных кругах оперы на сцене Театра Сатиры. Это совсем другой спектакль, но, как всегда, по-шерлинговски глубокий, талантливый, искрометный. Он сумел с филигранной глубиной создать общечеловеческую драму борьбы добра и зла. Вот почему, как и всегда, ему сопутствует заслуженный успех у зрителя. Эта постановка стала событием в современной российской культуре.
Владимир Едидович, писатель и публицист:
Волшебное воздействие театра Шерлинга на зрителей совершенно незабываемо: многие советские евреи, побывавшие на его спектаклях, вновь обрели силу ходить с поднятой головой… Создавая его своими руками, незаурядным талантом художника и еврейской душой, сформированной генами, унаследованными от незнакомых ему предков, он сумел восполнить отсутствие знаний и национального воспитания праведной ненавистью к власть предержащим антисемитам и рождающейся в нём страстной любовью к своему веками угнетенному народу.
Владимир Шахиджанян, журналист:
Он многолик — Юрий Борисович Шерлинг. Его многоликость поражает и удивляет, а зачастую и восхищает. Всю жизнь он преодолевал препоны, воздвигаемые перед ним другими людьми. Он что-то хочет сделать, а другие говорят: не надо, не получится, не выйдет. А у него — получалось, и всегда с фантастическим результатом.
Удивительно одаренный и необычайно интересный человек, перед которым хочется тут же снять свою шляпу!
Отредактировано Вика К. (06-08-2015 21:13:16)