Депрессия . Даже у артистов балета бывает депрессия . Им кажется ,что все потеряно, но на самом деле в их жизни ничего не изменилось. Артисты жили иллюзией успеха и в тот момент они стали просто более внимательнее к событиям своей жизни. Им нужно проснуться , взбодриться и начать новую жизнь (стараться ещё больше , и депрессия пройдет сама собой ) . Артистам предлагают роли в новых балетных постановках , и их талант приобретает новые краски .
Дорогая Анна! Под словом "депрессия" понимаются два различных явления: 1. депрессия в разговорном понимании - угнетённое состояние. Может, конечно, наступить и из-за того, что ролью обделили или что-то не получилось. Тогда, конечно, можно собраться с силами, подняться и идти дальше. 2. депрессия как заболевание психики. Тут уж всё не так просто: уговорами и внушениями делу не поможешь, поскольку болезнь вызвана нехваткой в мозгу человека "гормона счастья" -серотонина. Больному необходимо медикаментозное лечение. Иногда в сочетании с психотерапией. Самое печальное, что болезнь эта, как и любая другая, не всегда имеет какое-то объяснение: всё может быть просто здорово, а человек болеет. И даже обилие ролей не поможет...
Дорогая Анна! Хоть Вы и не имели в виду депрессию как психическое заболевание, но, к сожалению, именно артисты балета являются той "целевой" группой, которая может быть легко подвержена данному недугу. Причин для этого очень много: это и практически отсутствующее детство, и необходимость постоянно держать себя в рамках жёсткой дисциплины и в еде, и в образе жизни, и постоянная конкурентная борьба за "место под солнцем" в труппах, театрах, коллективах, и особенная травмоопасность профессии и связанный с этим страх её потерять, и волнение перед каждым выходом на сцену, потому что второго дубля не дано, и очень быстротечный век балетного артиста и необходимость как-то находить себя на новом отрезке жизни. Конечно, всё начинается в детстве. И если одарённому ребёнку не повезёт с педагогами - они окажутся чёрствыми, бездушными, склонными к унижению и оскорблениям, то у такого будущего артиста значительно больше шансов заболеть со временем депрессией. Как это случилось, например, с нашей выдающейся балериной Большого театра Надеждой Павловой.
"В хореографическом училище система очень жесткая. Как в казарме. У этих детей практически нет детства. Все подчинено только одному — танцам. Подъем в семь утра, беспрерывные изнурительные занятия, потом репетиция. Строгая диета. Но все это можно выдержать, если бы не постоянные унижения. Когда ребенок ошибался, на него не только кричали, обзывая уродом и бездарью. Педагог мог подойти и ударить ногой. Надя рассказывала, что они там очень много плакали. И помочь, утешить было некому. У нескольких учениц обнаружились психические расстройства. Надя выстояла. И сейчас не хочет говорить плохих слов о своем педагоге Людмиле Павловне Сахаровой. Хотя когда Надя получила Гран-при, к ней стали относиться еще жестче, чтобы не возгордилась. Все призы отобрали. Ее пригласили учиться в Москву, но Людмила Павловна не отпустила, поставив условие — только вместе с ней. В Москве было достаточно талантливых педагогов, так что это условие не приняли.
— Это обычный конфликт из области «Моцарт и Сальери», — комментирует Константин Михайлович. — Надя не любит обсуждать эту тему. Ее многие ломали — под себя. Кстати, в балете вообще очень легко сломаться. Жуткий, каторжный труд. Балерина вбегает за кулисы во время спектакля, с нее пот катит ручьями, ее промокают, и она опять выпархивает на сцену, лучезарно улыбаясь. Потом опять промокают... Кроме того, нужно эмоционально выложиться, просто техникой зрителя не проймешь. Поэтому звезд можно по пальцам перечесть. И немало сломанных судеб. Не секрет, что танцовщики, чтобы снять стресс и мышечное напряжение, злоупотребляют спиртным. Марис Лиепа и Александр Годунов — жертвы такой привычки расслабляться."
В глубокую депрессию может повергнуть артиста, причём гениального, несправедливость и подлость окружающего мира. Как это произошло с выжитым из БТ Марисом Лиепой. Что, в конечном счёте, привело и к его преждевременной кончине. Из последних примеров хочу упомянуть о Николае Цискаридзе. И, в частности, о его последнем выступлении на 1 канале в передаче Юлии Меньшовой "Наедине со всеми". В этой передаче перед нами предстал человек, которому, по его собственным словам, было всё детство страшно, когда мать хотела с ним поговорить, страшно, что учителя из училища пожалуются на него матери. В результате своей жизни в училище и работы в БТ он разучился любить, так как все чувства прожиты на сцене, а в жизни там, где они должны бы были быть, осталась пустота. У него нет друзей, поскольку и это чувство в среде артистов балета, особенно поднявшихся на самые вершины славы, места иметь не может. Всё это можно расценить и как особенности характера, и как идущий из глубокого детства конфликт, приводящий к неврастении, и как глубокую депрессию - в данном случае среднего возраста, поскольку недавно артист отпраздновал своё 40-летие. Во всяком случае, это расплата за счастье дарить нам- зрителям мгновения наслаждения высочайшим искусством.
"Privet такой неуклюжий администратор! Нажал не на то, что хотел и вместо того, чтобы процитировать Вас в своём посте, как-то сам попал на место Вашего поста. А Ваш замечательный пост пропал!. Далее ответ на него. Пожалуйста, если можете, напишите ещё раз свой пост. А этот уберите! Обещаю выучиться и больше такого не творить!"
Уважаемый Privet, боюсь что повторить то, что писала уже не в силах. Я как дикарь, что вдохновило о том и пою. Просто Ваш пост сподвигнул на некоторые размышления. Уж не знаю правильны ли они? Все-таки творчество подразумевает некую внутреннюю свободу, а при такой системе воспитания насколько можно было эту свободу в себе сохранить? Хотя Ваш замечательный пример насчет "нашего всего". В родителях, несомненно, он никакого отклика не находил, однако, его хотя бы не секли. Но в его случае, очевидно, большую роль сыграли и АР и лицей. Похоже, были настоящие теплые отношения и Любовь, и Дружба и Уважение со стороны педагогов. Но и здесь имеем не очень радостные, какие-то разочарованные строки:
Что дружба? Легкий пыл похмелья, Обиды вольный разговор, Обмен тщеславия, безделья Иль покровительства позор.
А Вы, между прочим, обещали, что не будете мои тексты банить, если я буду вести себя прилично. Я все абсолютно прилично изложила, старалась, а Вы мой пост взяли да и удалили. Вам - первое предупреждение и штраф.
Дорогая Айрин! Вы удивительно точно подметили, что реализоваться через него мечтали другие. И выбор здесь небольшой - это мама. Ведь ясно - женщина со несложившейся карьерой, хотя была одарённым физиком, с несложившейся личной жизнью, хотя была привлекательна, умна и хорошо воспитана, получила от жизни единственный шанс - вот этого позднего ребёнка. Конечно, все её мечты и надежды отныне были связаны с ним. Причём заметьте - ребёнок был с раннего детства лишён не только отца, но и матери - она должна была зарабатывать им на жизнь, а с ним была няня. Вот это и есть те самые-самые первоначальные истоки повреждения эмоциональной сферы, о которых Вы пишите: маленькому человеку необходимо тепло родителей. А няня, отличная такая украинская женщина, это, конечно, здорово. Кстати, вспоминается почему-то Александр Сергеевич с его Ариной Родионовной. Вот о ней мы знаем, а о родителях нашего нацинального достояния? Много он нам о них рассказал? Может быть, и его судьба могла быть другой? Но не будем отвлекаться. Вот меня постоянно мучает вопрос: зачем матери ребёнка, который сам привёл её в хореографическое училище, который обладал выдающимися способностями и с удовольствием учился, был любознательным и целеустремлённым, понадобилось тащить куда-то какаю-то палку и просить, чтобы его били?! Вот нет у меня ответа на сей вопрос. Хоть голову продумай до дыр. Вообще бить детей нельзя. А творческих и трудящихся-то зачем? Чтобы охоту ко всему этому отбить или обозлить на всю оставшуюся жизнь? Ведь не случайно есть у нас пословица "делать из-под палки". А хорошее-то что из этого должно выйти? Мне вот кажется, что если бы занятия и отмошения в училище были построены на взаимоуважении и природном авторитете педагогов, то результат был бы не хуже, а лучше. А характеры и нервные системы - лучше по-любому. И в дальнешем развитии и отношения в труппах могли быть доброжелательнее и человечнее. Как в западных труппах, хотя бы. Конечно, от стрессов в этой профессии никуда не уйти. Об этом говорит и мальчик из английского фильма: перед выходом на сцену ты пребываешь в страхе. В страхе упасть, перепутать или забыть хореографический текст. Здесь уж не дo высоких романтических чувств и мыслей об искусстве. Меня поразили два момента из многочисленных рассказов Николая Цискаридзе. Однажды он сказал, что перед выходом в "Тенях" он ждал своей очереди на сцену и вдруг подумал, что вот так, вероятно, чувствует себя человек, которому предстоит взойти на гильотину (!). Сколько лет можно прoжить с такими ощущениями, не сорвав психику? И второе очень показательное высказывание: когда ему в Париже сказали, что надо делать операцию на колено и премьеру он танцевать не будет, он ощутил настоящее блаженство - всё, стресса не будет, он никому ничего не должен. Конечно понятно, что к 40 годам человек от всего этого перегорает. Да ещё в обстановке враждебности, в которой он оказался в БТ. Как это получилось? Почему так мало оказалось людей, которые готовы были его поддержать? - И в БТ, и в АРБ и Санкт Петербурге? Конечно, зависть - великая вещь. Но тольКО ли это зависть? Ведь среди тех, кто так ожесточённо с ним борется есть люди, которым ему завидовать не приходится. Потому что сами талантливые и состоявшиеся. Может быть, всё-таки не всё так просто с заложенными в детстве модулями общения с окружaющими? Наверное, именно поэтому Николай Максимович так полюбил творческие вечера - ведь на них приходят люди, преданно его любящие. А где ещё ему найти любовь, хоть он и решил, что это мерзкое чувство. Но не может без него человек. Мне представляется, что сегодняшнее его занятие - ректорство в АРБ - это такой промежуточный полигон. Если у него получится управлять людьми, то через какое-то время ему дадут БТ или Мариинский. Но вот получится ли?
Уважаемый PRIVET, я тоже думаю, что АРБ - это переходный период. Насчет руководства первыми театрами страны у меня тоже имеется аналогичное Вашему предположение. А вот что Вы думаете насчет возможности и желания творчества? Ведь все наши выдающиеся творческие личности, оставившие сцену, в основном, находят для себя какие-то возможности заниматься им. А у НЦ даже желания попробовать не возникает. Помните как он говорил о своем нежелании ставить балеты? Вероятно, это тоже плоды все того же обсуждаемого нами здесь сурового воспитания?
Дорогая Айрин! Николай Цискаридзе - человек с повышеннам чувством ответственности. Перед собой, перед зрителем, перед искусством. Он не считает себя хореографом. Восстанавливать известные ему балеты он может. Доказал это и "Щелкунчиком" в Детском музыкальном, и "Шопенианой" в БТ. Но, видимо, это его не особенно привлекает. Да и где этим заниматься? Потом, как мне кажется, у него такой склад личности, который больше располагает именно к руководству: определению репертуара, выбору исполнителей. Если добавить к этому ещё и знания и умения педагога, которыми он отлично владеет, то получаем полный набор, необходимый для высококлассного худрука. Остаётся составляющая межличностного общения. Вот с этим получился полный провал. Здесь надо анализировать - почему и как из этой ситуации выходить. Мне кажется, Урин действительно говорил правду, когда сообщал, что присутствие Цискаридзе на данный момент привело бы к распаду труппы. Как так вышло? Вот, на мой взгляд, главный на сегодня вопрос. А творить он будет. В какой-либо форме будет обязательно. Ведь и в АРБ он стремился заняться именно творческой стороной процесса. А на бюрократию пригласил помощников и помощниц.
Вот чем наш форум от других отличается: у нас предупреждения и штрафы получает нерадивый администратор. И это правильно! Только потерянный пост Айрин очень жалко. Зато новый - ну чудо как хорош!
Уважаемые Privet и Айрин, очень жаль, что искренне вам симпатизируя и не любя спорить, не могу не возразить по многим пунктам. Всегда внимательно читала и слушала интервью Николая Цискаридзе, и у меня другое восприятие ситуации.
Айрин написал(а):
Хотя Ваш замечательный пример насчет "нашего всего". В родителях, несомненно, он никакого отклика не находил, однако, его хотя бы не секли
PRIVET написал(а):
Вот меня постоянно мучает вопрос: зачем матери ребёнка, который сам привёл её в хореографическое училище, который обладал выдающимися способностями и с удовольствием учился, был любознательным и целеустремлённым, понадобилось тащить куда-то какаю-то палку и просить, чтобы его били?!
Дорогие собеседники, все же не стоит так буквально воспринимать образную, метафорическую речь одаренного человека.
Я вас уверяю, что это была всего лишь шутка. Подарили трость и пошутили, к тому же учтите грузинскую склонность к эффектной речи. Эта шутка – всего лишь знак доверия к преподавателю и естественное желание матери, чтобы у мальчика был в профессии безусловный авторитет, желательно мужчина. Потому что очень немолодая мама волновалась за будущее талантливого и крайне ранимого ребенка.
К слову сказать, трость действительно используется на занятиях, иногда как средство приучить мышцу напрягаться, увы, об этом и сам Николай Цискаридзе говорил в одном интервью. А у меня был знакомый артист балета, он рассказывал, что с ним нещадно занимался родной отец, тоже танцовщик. И он говорил: «Отец все лето ежедневно гонял меня с палкой». Я тогда подумала, что, наверное, папа очень жестокий, а все оказалось проще)))
Для НЦ, как для любого большого артиста, жизнь в искусстве - осознанное жертвоприношение, это он и подчеркивает своим рассказом о трости, подаренной Пестову. Конечно, такая самоотдача усугублена безвременным уходом самого близкого человека. Вспомните «Зеркало» Тарковского, никогда не избавившегося от чувства вины перед матерью. Она была талантлива, ее называли «Толстой в юбке», и он считал, что мать ради детей принесла себя в жертву.
Так что не мечты и надежды самолюбивой женщины, а любовь и беспокойство. Любовь не ищет своего…
Дорогая Zeta! Спасибо за Ваш очень содержательный пост. Конечно, эта палка, принесённая в училище - метафора. И конечно, Пестов не избивал ею своего талантливого ученика. Об этом писал в своё время privet в другом месте, за что и был безжалостно забанен. Речь, скорее, несколько о другом. Ведь в сознании ребёнка, который тогда ещё мог не очень разбираться, где шутки и метафоры, а где - сырмяжная правда жизни, эта самая палка могла вызвать страх. В том конкретном интервью у Меньшовой Цискаридзе как раз об этом и говорит: "Страшно было". "С мамой лучше было не разговаривать". Заметьте: с огоромным уважением и любовью о своей матери, с глубочайшей благодарностью за всё, что она для него сделала, но вот как-то и эти детские страхи прорываются. Вот об этом были размышления. Кастати, там у нас ещё один "человек с тяжёлым детством" (без иронии) - Сергей Полунин. Без матери, без отца, без языка, в чужой стране.... Об отце он вообще страшные вещи говорит: старался к нему не подходить, не привязываться, так как знал, что всё равно отeц скоро опять уедет. А потом - как крепостной в театре, хоть и премьер - знал, что если уйдёт из театра, то его вышлют из страны. Да, удивительные люди эти балетные. Вот уж действительно: per aspera ad astra.
Ура, меня не отругали и не обиделись, а даже плюсик поставили. Мне после того «другого места», где забанили Privet(a), непривычен дух свободы
Боюсь, что я в этой теме скоро уподоблюсь Людочке из «Покровских ворот», так я расстраиваюсь и сочувствую тонким, талантливым натурам, к которым жизнь так сурова...
Сергей Полунин - ну просто «потерянное дитя». Красивый, талантливый, обаятельный, и во всем его облике такая отчужденность, это больше чем усвоенные английские манеры, правда? Очень сложное отношение к родным. Не разрешает маме посещать свои спектакли и в то же время мечтает купить всем родственникам по дому. Надеюсь, он не сбежит от своего ангела-хранителя Зеленского. И еще надеюсь, что Москва его отогреет.
Вы знаете, dear Privet, для меня тоже детство - непростая тема. Чем взрослее становишься, тем яснее понимаешь, что все время стремишься вернуть себе свои детские радости и сражаешься с тенями детских обид. И все твои реакции на окружающее - оттуда. Люблю, когда люди рассказывают о детстве – я так их лучше понимаю. Может, я еще поэтому так люблю тему про «Щелкунчика»)))
Кастати, там у нас ещё один "человек с тяжёлым детством" (без иронии) - Сергей Полунин.
Да, Сергей Полунин производит какое-то двоякое впечатление: с одной стороны - доверчивый ребенок, с другой стороны видится личность взрослая, но не получившая вовремя должного развития. Он оставляет впечатление человека с каким-то внутренним сломом или раной. Способен ли он к постоянной работе над собой? Сумеет ли самостоятельно усвоить все необходимое для воспитания и дальнейшего совершенствования своего несомненного таланта, вобрать в себя то, что по объективным причинам недополучил в детстве, в семье, в школе? Не каждому дана судьбой такая неординарная мама, какой была мама у Николая Цискаридзе. Сергей Полунин в гостях у Святослава Бэлзы.
Да, Сергей Полунин производит какое-то двоякое впечатление: с одной стороны - доверчивый ребенок, с другой стороны видится личность взрослая, но не получившая вовремя должного развития. Он оставляет впечатление человека с каким-то внутренним сломом или раной. Способен ли он к постоянной работе над собой? Сумеет ли самостоятельно усвоить все необходимое для воспитания и дальнейшего совершенствования своего несомненного таланта, вобрать в себя то, что по объективным причинам недополучил в детстве, в семье, в школе? Не каждому дана судьбой такая неординарная мама, какой была мама у Николая Цискаридзе.
Спасибо за видео, дорогая Айрин! Да, перед Сергеем Полуниным стоят очень трудные задачи по постижению многих вещей, которые в детстве прошли мимo него. Хорошо, что рядом Игорь Зеленский. В одной из передач они стояли после спектакля, Полунин с большими букетами цветов. К ним подошла мама Сергея, стала что-то рассказывать. И вот Зеленский шепчет Полунину: "Подари маме цветы". И тот послушно отдал букет. А сам не догадался. Но не его это, пока ещё, вина. А дальше посмотрим... Но его мама, по большому счёту, ничего другого сделать не могла, как отдать его в английский интернат: ни на Украине, ни в России не нашлось меценатов, чтобы их поддержать, а фонд Нуриева дал стипендию для учёбы в Англии ...
Дорогие Айрин и Privet, приятно читать ваши тонкие и деликатные комментарии.
Айрин, конечно, Николай Цискаридзе облегчил своей маме задачу тем, что очень рано почувствовал призвание к балету и сам уговорил маму отдать его в хореографическое училище.
А вот Сергей Полунин – скорее мальчик, плывший по течению, его судьбу решали взрослые. Когда он рассказывает о себе, у меня возникает такое чувство, будто имя и признание в Лондоне достались ему мимоходом, в то время как его ожидания были устремлены куда-то поверх балета или в другую сторону. Может, причина этому - слишком быстро закончившееся детство и свалившееся на 13-летнего мальчика одиночество? Первый год своей жизни в Лондоне он существовал как космонавт на орбите, не зная языка и без близких людей рядом. И это в самом трудном для ребенка возрасте.
Читала про него большой материал английской журналистки в русском интернет-журнале (не могу его найти, чтобы дать ссылку, даже название забыла). Запомнилось, что руководитель труппы в Лондоне отзывалась о нем как о мягком и впечатлительном молодом человеке, и это при очевидной замкнутости и непривычной для нас сдержанности.
Меня в его маленькой биографии восхищает этот странный, против всякой житейской логики сюжет, когда человек с легкостью пренебрег всем, чем вроде должен был дорожить (по причинам, о которых он нам никогда не скажет), шагнул в неизвестность и встретил Зеленского, «подставившего плечо», как он сам говорит. И вот тут началась взрослая жизнь. А что, это стоило премьерства в Лондоне
А вот Сергей Полунин – скорее мальчик, плывший по течению, его судьбу решали взрослые.
Дорогая Zeta, Вы очень хорошо написали о СП, с большим сочувствием и пониманием. Спасибо за Ваш пост. Да, за него решали его судьбу, но и за взрослых, которые окружали его в детстве, тоже все было решено. Бедность, безысходность, тяжелый труд, удаленность от культуры. И выбраться из этого замкнутого круга - уже подвиг, который совершила его мать, поверившая в его талант и сумевшая направить его по правильному пути. Наверное, то чем он стал теперь произошло не благодаря, а вопреки обстоятельствам его рождения.
Дорогая Айрин, все так, все так. Что и говорить, жизнь мамы талантливого ребенка - как у известного киноперсонажа - ежедневный подвиг по расписанию, только без иронии.
А я ведь нашла эту статью, про которую упоминала. Очень интересный материал, а назойливое педалирование некоей темы отнесем к тому, что Британия еще не остыла от обиды
Дорогая Zeta, спасибо Вам за статью. Да, все трудно, неоднозначно и непредсказуемо. Такое впечатление, что сложная система, именуемая премьер балета Сергей Полунин, находится в неустойчивом равновесии. Хорошо, если бы этот загадочный, даже для самого себя, большой ребенок все же сумел обрести в жизни надежную точку опоры.
Дорогая Zeta! Спасибо за статью. Да, сколько их - этих мам. Сидящих в коридорах муз. школ, мчащихся через города и веси ради обучения своих талантливых и не очень чад. Выполняющих "материнский долг". С непредсказуемым результатом: или получится, или не получится. Или сложатся в дальнейшем отношения с ребёнком, или же останутся разрушенными на всю жизнь. Вспоминаются в этой связи и два отца: отец Моцарт и отец Бетховен. Первый эксплуатировал на всю катушку талант своих гениальных детей, второй - просто учил. Первый вошёл в историю как любящий отец, второй - как тиран и деспот. Что касается той самой "темы", то грешил наш герой, чего уж греха таить, раз сам не считает нужным таить. Но это его жизнь. Так она у него ложится. А заодно и даёт материал для сцены: хотя для меня и существует только один "Майерлинг" и один Рудольф - Ирек Мухамедов, но последняя работа Полунина (у нас в разделе театров есть видео) не может не заслуживать наивысшей оценки. И Зеленский. Тоже моё глубочайшее уважение: два театра, в которых постоянно происходят знаковые события, танцуют абсолютные звёзды. Сам появляется ещё на сцене с прекрасными работами. Есть у меня предположение, что годков этак через 2 увидим мы его в БТ. И Полунина тоже.