Вот ещё одна балерина, которую "закрыла" советская система.
Валентина Ганибалова – украденная у мира звезда
Двадцать лет – с 1968 по 1989 год – сцену Кировского, ныне Мариинского, театра украшала балерина Валентина Ганибалова. Украшала в прямом и переносном смысле: выступления одной из красивейших артисток балета тех лет всегда делали спектакль ярким и незабываемым. Ведущая балерина Кировского станцевала практически все главные партии балетного репертуара. Воспитанница Натальи Дудинской и Константина Сергеева совершенствовала свое мастерство с выдающимися мастерами – Ольгой Моисеевой и Борисом Брегвадзе, Аллой Шелест и Николаем Морозовым, Ириной Колпаковой, Татьяной Вячесловой, Наймой Балтачеевой. Она дружила с Элизабет Тейлор во время съемок фильма «Синяя птица»… 7 марта у Валентины Ганибаловой юбилей.
Встреча с Дудинской
Не было бы счастья, да несчастье помогло. После ужасного ташкентского землетрясения 1966 года балетную труппу столицы Узбекистана направили в Ленинград. В ее составе была и Валя Ганибалова. Артисты балета выполняли свой ежедневный «урок» под аккомпанемент пианиста Валентина Охремы. Наметанный глаз специалиста не мог не отметить удивительную «горянку» – красивую и грациозную. Именно Охрема попросил великую Наталью Дудинскую, возглавлявшую Вагановское хореографическое училище, просмотреть юную балерину. Наталья Михайловна согласилась. И немедленно зачислила ее в свой класс усовершенствования.
Год класса усовершенствования под непосредственным попечением Натальи Дудинской пролетел быстро. Для выпускного вечера Ганибалова подготовила партию из балета «Пахита» и номер «Лунный свет», блестяще поставленный для нее балетмейстером Федором Бокаловым.
– Мы увидели стройную, с лебединой шеей балерину, – рассказывает давнишний поклонник, биограф балерины Александр Трохачев. – Она обладала виртуозной техникой, высоким, почти мужским прыжком, невероятно мягкими ступнями с огромным подъемом, что делает ноги артистки особенно красивыми. Все это было феноменально.
Взлет
Первые три года после зачисления в труппу Кировского театра для балерины стали сплошь премьерными. Уже в первом сезоне она станцевала несколько ведущих партий в классических балетах. Известный грузинский балетмейстер Гоги Алексидзе ввел ее в свой спектакль «Скифская сюита». А главную партию в первом балете Олега Виноградова на Кировской сцене «Горянка» она подготовила за три дня. При постановке спектакля Валентина была поставлена в кордебалет, но ведущие солистки заболели, и премьерный спектакль танцевала Ганибалова. «С феноменальным успехом», – отмечает биограф.
«Горянка» стала первой главной партией молодой балерины. За годы выступлений в Кировском она станцевала почти всю «классику» – основные партии в «Легенде о любви» и «Бахчисарайском фонтане», в «Дон Кихоте» и «Баядерке», в «Каменном цветке», «Корсаре», «Спартаке», обязательно «Жизель». А партией Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Ганибалова открывала испанские гастроли Кировского театра в 1972 году.
Ночная звезда
Гастроли в Испании для Ганибаловой сложились триумфально. Редко когда открывать их за рубежом поручают молодой артистке. Но престиж важнее табели о рангах, а Валентина как никогда импонировала испанской публике. «Эстерелла делла ноцца» (ночная звезда) – так назвали ее ведущие газеты Испании.
Синяя птица с черной отметиной
Триумф балерины в Испании стал пиком ее карьеры. И шоком для администрации театра и «компетентных органов». По их мнению, Ганибалова вела себя за границей «слишком вольно». В те годы «сбежали» за границу Рудольф Нуреев и Наталья Макарова, и на многих, в том числе на Ганибалову, была поставлена «черная метка». Больше «в настоящую заграницу» до самой «перестройки» ее не выпускали. Балерина стала «невыездной», артисткой для внутреннего пользования. Как говорит сама Валентина, все последующие годы она была палочкой-выручалочкой Кировского театра. Так была украдена не только карьера у балерины, по сути, был обкраден мир, по-настоящему так и не узнавший русскую балетную звезду.
Отдушиной стали съемки советско-американского фильма «Синяя птица», в котором Валентине предложили роль Воды. Парад звезд США в фильме возглавляла сама Элизабет Тейлор. За время съемок, несмотря на языковый барьер, она подружилась с Ганибаловой, приходила к ней на ужин, приглашала сама. А на прощание подарила великолепное ожерелье, в котором снималась в фильме.
«Бежать? Такой задачи не было»
– А почему не попыталась «сбежать» или уехать за рубеж? – спрашиваю Ганибалову.
– Такой задачи не было, – отвечает балерина. – Я же знала, что здесь сделают с близкими и дорогими людьми. Позднее, в начале 1980-х, в театре для меня стало совсем плохо. Чувствовала даже, что могут выгнать. Если бы это случилось, я бы уехала. Тем более что свою руку мне предлагал бельгийский танцовщик Серж Мангет. Но меня все же не выгнали.
– Валя – великая балерина, – говорит режиссер Серж Мангет. – Мы познакомились почти тридцать лет назад, когда я проходил стажировку в Вагановском училище. Я был потрясен ее танцем. Кроме того, Ганибалова – выдающаяся артистка, что чрезвычайно возвышает балерину на сцене. А еще Валя – настоящий друг.
Театр Ганибаловой
После ухода с Кировской сцены в 1989 году Валентина создала свой театр – Балетный театр Ганибаловой. Было поставлено более десятка оригинальных спектаклей, таких как «Пышка» по Мопассану, «Белые ночи» по Достоевскому, «Коппелия», «Экс Либрис», «Карнавал». Труппа много гастролировала, в том числе за рубежом: во всех Скандинавских странах, в Испании, Португалии, Панаме. Постановки Ганибаловой «Лебединого озера» и «Дон Кихота» в балетной труппе Сплита были признаны спектаклями года в Хорватии.
– Мой рост как балерины закончился в 1972 году, – делает оценку своей артистической карьеры Валентина Ганибалова. – За пять лет я стала ведущей балериной театра с главными партиями в его репертуаре. Затем самые разные обстоятельства помешали моему дальнейшему росту в Кировском театре. Я попала в стоячее болото. Не могу сказать, что сейчас сильно от этого переживаю. Такова судьба всего того поколения. Свою творческую неудовлетворенность я восполняла работой с другими балетмейстерами, сольными концертами, гастролями по всему Союзу. Особенно плодотворными были работы с талантливыми балетмейстерами Игорем Чернышевым и Борисом Эйфманом. Этот опыт оказался полезным позже, когда я стала заниматься своим театром и постановками. Я благодарна судьбе за множество прекрасных встреч с удивительными людьми.
http://www.wmnspb.ru/anons/kultura/1365-ganibalova.html
Сведения из Википедии, довольно краткие (даю только ссылку для сокращения):
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ганибалова,_Валентина_Михайловна
Хочу подчеркнуть, что её супругом был выдающийся реставратор Савелий Ямщиков. У неё есть дочь Марфа. Хоть здесь её повезло.
Зарема
Лебедь
https://www.youtube.com/watch?v=pi7eCpkypBg
РиД с Заклинским
https://www.youtube.com/watch?v=OLuedvuDAWQ
Жизель с Викуловым (2-й акт)
Спартак Якобсона
https://www.youtube.com/watch?v=mFKCQvrEcDA
Чёрное па-де-де
https://www.youtube.com/watch?v=Oy2KzpOsgB8
Корсар с Будариным
Женитьба Фигаро Эйфмана (Сюзанна) с Михайловским (Альмавива) и Фокиным (Фигаро). Здесь использована музыка "сабо" Герольда к Тщетной, которая звучит у Аштона.
Отредактировано Prima (29-02-2016 01:33:14)