Барышня и хулиган
балет
(1962)
1. Вступление
2. Улица
3. Хулиган
4. Барышня
5. Школа
6. Молитва
7. Кабак
8. Видение
9. Сцена
10. В парке
11. Адажио
12. Драка
13. Финал
Начнём с того, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович никогда не писал балета «Барышня и хулиган». Тем не менее, такой балет существует и пользуется популярностью. Не далее как в 2001 году он, к примеру, был поставлен на сцене Мариинского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. А сейчас готовится его премьера и в «Царицынской опере».
Откуда же взялся этот балет?
На самом деле всё очень просто. В 30-е годы прошлого столетия молодой Дмитрий Шостакович написал три балета: «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей». Написал он их из чистейших побуждений, желая воспеть новую жизнь Советской России. Но его музыкальный язык оказался не по вкусу высоким чиновникам того времени. Балеты были жестоко разруганы в прессе и запрещены к постановке как «идеологически вредные».
Лишь спустя 30 лет балетная музыка Шостаковича была реабилитирована и вновь получила прописку на сценах прославленных театров нашей страны.
Тогда же, в 1962 году, родился на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде балет «Барышня и хулиган». Либретто по мотивам одноимённого киносценарию Владимира Маяковского написал Александр Белинский, а известный балетмейстер Константин Боярский придумал хореографическое решение. Музыка же была взята из трёх многострадальных балетов Шостаковича — «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей». Включены были в партитуру и некоторые фрагменты из музыки Шостаковича к кинофильмам. Конечно, без согласия и участия самого Дмитрия Дмитриевича, такая постановка была бы невозможна.
Полностью сюжет спектакля пересказывать не будем. Скажем только, что в основе его лежит трагическая история любви. Истинная любовь меняет человека, пробуждает в нём всё самое лучшее, чистое, светлое. Но окружающий мир жесток и наполнен злом. И чтобы защитить любовь, иногда приходится жертвовать жизнью…
Исполнитель: Российский симфонический оркестр
Марк Горенштейн