Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Раиса Стручкова. Raisa Struchkova

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

http://www.ng.ru/forum/forum3/topic33189/

Жизель,Золушка, Джульетта

КАКИМ был танец прима-балерины Большого театра Раисы Стручковой, мы можем представить по отзывам прессы 50-60-х годов. Мирандолина в "Трактирщице" по пьесе "Хозяйка гостиницы" - роль, приготовленная за 6 дней. В газетах писали о "роскошной субретке", созданной из темпераментного кокетства, уязвленного самолюбия и хозяйственной сметки. Один из друзей Стручковой после дебюта подарил ей книгу пьес Гольдони с надписью: "Благодарю за исполнение Мирандолины. Карло Гольдони". Галина Уланова назвала ее Золушку "подлинным праздником не только для зрителей, но и для нас, товарищей по профессии". Английский критик писал о неописуемом обаянии, американский - об "остроумии тела", писатель Джеймс Олдридж - об эмоциональной сложности ее ролей. Английские шекспироведы называли ее "абсолютной Джульеттой", ирландские газеты - "самой прекрасной балериной мира". Рецензенты говорили, что на спектаклях Стручковой хочется обращать внимание не только на ноги, но и на глаза: балеты того времени давали большие возможности поиграть в танце и вокруг танца. Когда она бросалась в двойную "рыбку" в полных энтузиазма концертных номерах того времени, зрителям казалось, что "никакой орел не мог бы двигаться так энергично и с такой мягкостью и легкостью". И далеко не каждая прима может прочесть о себе: "Теплота - это то качество, которое никак нельзя симулировать. Его нужно иметь".

Стручкова всю жизнь была дублершей спектаклей Улановой, за границей часто выходила на сцену после улановских успехов - и получала рецензии: "Великая балерина в своем собственном праве". До сих пор ей пишут письма восторженные поклонники из-за рубежа, не забывающие триумфальных стручковских гастролей.

Эта женщина - образец преданности. Всю творческую жизнь - в балете Большого театра, который Стручкова любит до самозабвения. С 9 лет работала с одним педагогом - балериной императорских театров Елизаветой Гердт. Тщательно пестует в

ГАБТе балерин-учениц. С первых шагов Нины Ананиашвили в Большом театре и по сей день Стручкова - ее наставник. То же в личной жизни: многолетний счастливый брак с танцовщиком ГАБТа Александром Лапаури (они понравились друг другу еще в детстве, когда учились в одном школьном классе) - поистине "роман века". Благодарность тому, что было в жизни, людям, находившимся рядом, - тоже черта Стручковой. Воспоминания она хранит тщательно, словно исторические реликвии. Лишь из ее уникальных устных рассказов можно узнать, как Елизавета Гердт в детстве вместе с отцом, премьером Мариинского театра Павлом Гердтом, сидя у себя дома в гостиной, затаив дыхание, слушали через потолок доносившиеся звуки только что сочиненной композитором Глазуновым музыки к балету "Раймонда" - автор исполнял ее сам этажом выше, в квартире театрального начальника. Как Стручкова с товарищами по театру, завороженные виртуозностью Вахтанга Чабукиани, сговорились "подсмотреть" секреты его двойных содебасков - каждый должен был внимательно следить за профессиональным приемом прыжка, но после спектакля выяснилось, что никто ничего не запомнил, потому что неодолимо отвлекала художественная сила артиста на сцене.

Рассказы Стручковой можно слушать часами. Публикация некоторых из них в дни юбилея Раисы Степановны - наше поздравление замечательной балерине.

"В Большом театре был танцовщик Евгений Качаров, многолетний партнер примы московского балета Екатерины Гельцер. Удивительный человек, бессребреник, сейчас таких нет. Жил впроголодь, но на свои деньги покупал кастаньеты для "Дон Кихота", цимбалы для "Вальпургиевой ночи", пробковые шлемы для "Красного мака". Один раз в той же "Ночи" он вышел на сцену с настоящей виноградной кистью и размахивал ей, изображая сатира. Для Злого гения из "Лебединого озера" Качаров как-то покрасил длинное перо на шляпе в лиловый цвет, а к началу спектакля краска еще не высохла. И в момент его особо сильного мотания головой мы все, кто был на сцене, оказались в лиловых брызгах. Для той же роли он сделал себе колет со старинными стразами - "рубинами" и "бриллиантами". Во время войны Качаров часто прямо в этом костюме шел со спектакля домой, прикрывшись плащом. Это казалось подозрительным военным патрулям, и его останавливали с вопросом: "Что у вас там?" Он откидывал плащ. И глазам изумленных стражей открывались драгоценные камни. Самое странное, что его всегда мирно отпускали домой и ни разу не арестовали - видимо, от изумления".

"В своих спектаклях я любила придумывать мизансцены. Однажды танцевала с Сергеем Коренем, прекрасным характерным танцовщиком ГАБТА, он был непревзойденным Меркуцио в "Ромео и Джульетте". Шел балет "Лауренсия" по пьесе Лопе де Вега. Корень играл злого командора, который третирует жителей испанской деревни. Лауренсией была Плисецкая, а я исполняла роль Паскуалы - второй героини. В тот момент, когда командор подходит к ней, меня осенило, как сделать сцену более выразительной: я прыгнула со спины на Кореня (совершенно неожиданно для него) и крепко вцепилась ему в загривок, чтобы защитить подругу. Потом Корень ругался: ты сумасшедшая".

"Сейчас в театре балет существует психологически отдельно от оперы. Раньше было по-другому. Мы дружили с прекрасными певцами - Павлом Лисицианом, Иваном Петровым. Ходили на их спектакли, а они - на наши. С Гердт консультировалась Елена Образцова во время работы над "Кармен" и при подготовке партии Марины Мнишек в "Годунове". Как держать веер, как ходить, как протягивать руку для поцелуя. Сейчас вся эта культура почти исчезла. Кавалер при поцелуе руки тащит конечность дамы к носу, а должен наклониться в поклоне к руке. Балет в мое время был таким искусством, что даже герой злободневного тогда балета "Красный мак", китайский грузчик, - и тот обладал внутренним благородством, которое должно было проявиться через жест".

"С киносъемками мне не повезло. Во-первых, мои танцы снимали мало, и большей частью в отрывках, за исключением фильма-балета "Золушка". Часто выбирали плохую точку для съемок, и танцовщики в кадре получались приземистые. Надо снимать из точки "снизу вверх". Хорошо сняли в Англии во время гастролей - "Этюд" Глиэра, "Вальс" Мошковского, "Вальпургиеву ночь". Но эти пленки остались в Лондоне. Когда уже ставили камеры, а я разминалась, готовясь к работе, ко мне подошел оператор и спросил: девушка, вы так хорошо смотритесь, где вы будете на сцене во время танца? Мне надо снять балерину Стручкову, а я хочу перевести камеру со Стручковой на вас. Я засмеялась и сказала: я и есть Стручкова. Ему было так неловко!

После съемок мы, смертельно усталые, ехали в гостиницу. Нам выдали суточные, которые надо было срочно истратить: в тот же вечер мы улетали домой. Коллеги клюют носом, а я их тормошу: не спите, нам надо купить подарки! - и, отчаявшись до них достучаться, запела во все горло. Так и не дала всем спать, зато последний день в Англии был наш".

"И Уланова, и Ольга Лепешинская ко мне очень хорошо относились. Помню, как они полсуток, с 2-х дня до 11 ночи, красили мне хной волосы в артистической комнате ГАБТа, чтоб у прически был "венецианский цвет": "Стручок, ты в роли Джульетты должна быть похожа на итальянку". Наутро, когда я шла в театр, за мной бежали мальчишки и кричали: тетка как морковка. У меня на лбу остались несмываемые рыжие полосы от хны. А Марина Семенова защищала меня на комсомольском собрании, когда меня в общем-то справедливо ругали: на одном из "Бахчисарайских фонтанов" я о чем-то задумалась и прозевала проход по сцене. Я сидела там как подсудимая. А она сказала: "Вы вчера все говорили: ах, какая замечательная, как она сыграла "Золушку". А сегодня хотите человека сгноить. Мне страшно среди вас". Некоторые были рады, что меня ругают".

"Я жалею, что мало репетировала. Не хватало настойчивости. Не было у меня такой отдачи, как у Кати Максимовой, которая могла по 10 часов подряд работать на пальцах, или как у моей нынешней ученицы Марьяны Рыжкиной. Иногда я ее просто выгоняю из зала. Гердт меня полушутя ругала: Стручок, тебя Господь Бог богато одарил, но надо много работать, ты ленивая, тебе галушки в рот летят, а ты их глотать ленишься. Но и другое я от нее часто слышала: как жаль, говорила Елизавета Павловна, что для тебя не может поставить балет мой учитель, великий хореограф Михаил Фокин. Я думаю, что ты ему бы очень понравилась".

+2

2

Стручкова вспоминает:
"С киносъемками мне не повезло. Во-первых, мои танцы снимали мало, и большей частью в отрывках, за исключением фильма-балета "Золушка". Часто выбирали плохую точку для съемок, и танцовщики в кадре получались приземистые. Надо снимать из точки "снизу вверх". Хорошо сняли в Англии во время гастролей..."
А как же снимали англичане? Возможно, и не так, как советует Стручкова, т.е. снизу вверх, а с положения "прямо"?
Но ведь мы сейчас снимаем своими "мыльницами" часто сверху, а всё равно пропорции хорошо видны. Наверное, значение имеет разница между кино и видео, а также современное качество?
Специалисты, Вам слово.

Отредактировано Prima (21-08-2016 22:25:26)

0

3

Мне кажется, что дело в изменившихся фигурах танцовщиков: для нормальных человеческий фигур эпохи Стручковой было действительно принципиально, откуда и как снимать. Для современных танцовщиц типажа Джакометти это уже не так важно. :D

0

4

Раиса Стручкова - Raisa Struchkova - фильм Никиты Тихонова- film by Nikita Tikhonov

0

5

   К юбилею Р. С. Стручковой. Вспомним великих исполнителей.

+1

6

Спасибо. Нельзя забывать. Я что-то упустил, а к юбилею, что-то предполагается?

0

7

25 . 02. состоялся вечер , посвященной памяти Р.С. Стручковой. Режиссером - Нина Ананиашвили, предполагается ли что - либо еще неизвестно.

0

8

+1

9

   Раиса Стручкова  ,Хохлов.    1966г.

Отредактировано Рома (16-12-2020 21:20:31)

0

10

Как интересно, спасибо, дорогая Рома!
Фуэте Стручкова крутит тоже не на точке, правда, ей 41 год. А Хохлов выглядит старше сваоих лет - ему 32 года. Как всё-таки люди изменились, движения другие, хотя тогда всё воспринималось по-другому. Техника тоже изменилась. Смешно смотрятся его жете по кругу, такое ощущение, что ему уже за 40 лет. Да и Стручкова не везде равновесие вначале держала. Наверное, возраст сказывается.

0

11

Дорогая  Prima, как Вы думаете ,сколько лет Стручковой,где она танцует  Золушку  с Лавровскими (пост 5) и  блестяще исполняет диагональ (пост 8)? Мне кажется , что это происходит гораздо позже ,чем в видео с Дон Кихотом. Я сужу потому ,насколько современнее смотрится Лавровский ,да и Стручкова тоже. Хохлов ,как мне показалось ,просто ужасен.Ведь в это время начинал танцевать Васмльев ,и  какое превосходство по сравнению  со старцем Хохловым.И стручкова была достойной партнершей  великих Васильева и Лавровского. А в Вальпургиевой ночи ей не было равных.

       Я   думаю,что дата 1966г _ошибка.     В это время уже так не танцевали.Дата исполнения ,мне кажется более ранняя . Так ужасно танцующий Хохлов,не мог быть  в это время солистом Б.Т,когда уже на сцене блистали Васильев и Лавровский.

Отредактировано Рома (17-12-2020 20:38:42)

0

12

Дорогая Рома! Попробуем разбраться.

Родилась Стручкова в 1925 г.
С 1945 по 1978 год — солистка Большого театра, являясь основным дублёром Г. С. Улановой.
В 1960 году снялась в этой же роли в фильме-балете «Хрустальный башмачок» (Принц — Г. В. Ледях).

Борис Хохлов родился в 1932 г.
В 1972 году завершил артистическую карьеру. В 1976—1977 годах был педагогом-репетитором мимического ансамбля Большого театра.

Действительно, в Золушке Стручкова очень хороша и молода. Они смотрятся вполне современно с Лавровским. Похоже, где-то в студи, не в театре. И это не фильм, в котором я её видела, но, конечно, плохо помню. И его я смотрела позже.
Второй отрывок, из Жизели, тоже очень хорош. Наверное, конец 50-х - самое начало 60-х, судя по костюму.
Вы считаете, что этот отрывок снят ранее 1966 г., а два других позже? Можно было бы предположить, что так, но очень уж "взрослая" здесь Стручкова. И такие пачки, по-моему, тоже носили в это время.
То, что для БТ не качественное исполнение, вполне реально. По-моему, это какой-то концерт и, возможно, где-то на каком-то заводе. А тогда это было распространено, когда выступали перед не очень знающей аудиторией. Так что Хохлов вполне мог с ней танцевать на концертах и числиться в театре, особенно если был членом партии. Такие люди могли очень долго оставаться в театре. Сейчас это сложнее - задержаться, а тогда было легче, особенно, если ты секретарь парткома.

Отредактировано Prima (17-12-2020 23:40:11)

0

13

Дорогие Рома и Prima!

А чему Вы удивляетесь?

Вот так они в СССР, который был впереди планеты всей по балету, и танцевали.
Не случайно же Нуриев, как только оказался на Западе, отправился учиться танцевать к Бруну, а Владимир Васильев первым в СССР научился вставать на высокие пальцы в БТ.

А до их поколения с Соловьёвым мужчины и были корявыми подставками для балерин.
Посмотрите на Константина Сергеева, на Николая Фадеечева: при всём уважении - где там чистота позиций, к примеру?

Хохлов же, по сути, танцует вариацию, которая сложнее той, которую сейчас танцует премьер Родькин.
А уж держит балерину в разы лучше.

+1

14

Privet:
А до их поколения с Соловьёвым мужчины и были корявыми подставками для балерин.

Если вспомнить все классические балеты, который шли в СССР, и было не так и много. Реально поддержка требовалась только в Раймонде в большом классичском па. Там партнёры сажают балерин на плечо. А в других балетах фактически только поддерживают. Реально сложные поддержки начались с балетов Григоровича. В современной хореографии, конечно, есть разные сложные поддержки, а в СССР такой хореографии почти не было.

+1

15

При ближайшем рассмотрении оказывается  что это миф. Поддержки были у Захарова, Вайнонена, Лавровского. И у других до Грига тоже.

+1

16

PRIVET написал(а):

Хохлов же, по сути, танцует вариацию, которая сложнее той, которую сейчас танцует премьер Родькин

      Дорогой  PRIVET. кто-то из знаменитостей балетного мира (не помню кто) сказал: "танцевать можно-смотреть нельзя".Это  высказывание,как мне кажется , можно отнести к Хохлову.

Отредактировано Рома (19-12-2020 17:51:20)

+1

17

Prima написал(а):

Если вспомнить все классические балеты, который шли в СССР, и было не так и много. Реально поддержка требовалась только в Раймонде в большом классичском па. Там партнёры сажают балерин на плечо. А в других балетах фактически только поддерживают. Реально сложные поддержки начались с балетов Григоровича.

Если понимать под "реально сложными поддержками" верхние, исполняемые не в прыжке (=требующие долгого удержания балерины в воздухе) - они начались с постановок 1920-х, прежде всего, с балетов Лопухова. Но понимать их так не очень правильно, потому что разного рода прыжки на руки партнера, рыбки и т.п. тоже по-своему сложны.

+1

18

Amaliris написал(а):

Если понимать под "реально сложными поддержками" верхние, исполняемые не в прыжке

Совершенно верно, ув.Amaliris, я это и имею в виду. И в балетах 19-го века этих поддержек фактически нет. Хорошо жилось партнёрам, позвоночники не срывали.
Балеты Лопухова в основном ведь были поставлены до войны. Была у него и известная классика, но я, конечно, не видела.
На мой непрофессиональный взгляд прыжки на руки партнёра (например, во 2-м акте ДК) не так сложны, как верхние поддержки. Хотя, наверное, спину тоже можно сорвать...
В общем, в 20-м веке танцовщикам пришлось больше трудиться, чем в веке 19-м.

Отредактировано Prima (20-12-2020 02:11:10)

+1

19

Prima написал(а):

Хорошо жилось партнёрам, позвоночники не срывали


https://balet.academic.ru/pictures/balet/balt302.jpg
https://www.mk.ru/upload/iblock_mk/550/a7/5e/68/DETAIL_PICTURE__45388261.jpg
https://sun9-42.userapi.com/impg/ak_huB8vmv6fDEIuHSxg21nAefR29WKpJjON2Q/DDqUGNDCkTo.jpg?size=350x532&quality=96&proxy=1&sign=c1f35a2ba4bb2746805d577a958328b3&type=album
https://sun9-59.userapi.com/impg/M4g-lAPkQjG3Gu36igVSEaV4tuRVmKTYW09JRA/wLvIXIks0PU.jpg?size=350x530&quality=96&proxy=1&sign=bd9c52f93b8f6a8118b17109fc21f76f&type=album
https://sun9-65.userapi.com/impg/TwUYjrtBqW2ESu-YIVCGvzKZMnaCANGqTpZo0Q/XAMGBSYOfoc.jpg?size=350x532&quality=96&proxy=1&sign=25d62f68124fa87fcfa63938d1a07c1b&type=album
https://sun9-33.userapi.com/impg/ZymIroEa3lp4efSoCSFDsCIU9brHvc_RLAp5EA/60i_Kvmp_tc.jpg?size=350x533&quality=96&proxy=1&sign=673182d17716833b317a6d567c87cb17&type=album
https://sun9-63.userapi.com/c267/u33309035/23195877/z_3411f7b5.jpg

Существовали и более сложные (но без ношения на вытянутых руках) поддержки. С ходу не могу найти фото сети, а времени на долгий поиск сейчас нет.

+2

20

Па-де-де из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» в исполнении Раисы Стручковой и Бориса Хохлова.

+1

21

Боккерини. "Менуэт".

https://www.youtube.com/watch?v=NUkFbFFTqYs

+1

22

Совершенно прелестно! Спасибо.

0

23

Хореографическая миниатюра на музыку Дебюсси "Лунный свет". Р.Стручкова и А.Лапаури (1960)

https://www.youtube.com/watch?v=5CqKUGibPbw

+2

24

Спасибо!

0