Представление балета "Жизель" 11.10.2016 года труппа Кремлёвского балета решила посвятить 75-летию Наталии Бессмертновой.
Решение с одной стороны весьма логичное, поскольку именнo Наталия Игоревна вошла в историю балета как одна из легендарных исполнительниц данной знаковой партии, которой она начала и завершила свою карьеру. С другой - не очень логичное, поскольку по дате с юбилеем совпал только год. Но нам повезло оказаться в нужное время в нужном месте, дабы получить огромное удовольствие от удивительного спектакля данной труппы, незаслуженно стоящей в рэнкинге балетоманов в каком-то глубоком ауте. Ведь спектакли МАМТа ценятся и мусолятся до бесконечности, а Кремлёвский балет вроде как и не существует. С чего бы это? Ну да оставим данный факт на совести балетоманящих снобов, а сами обратимся к сути вечера 11.10.2016.
Постановка А.Петрова отличается интересными и красивыми деталями, как то вылетающего из домика в полётном жете Альберта, танцующими трубачами и носителями копьев, пейзанками в красных исторических туфлях, а также живописными костюмами знати и вообще замечательными декорациями, прекрасно смотрящимися на грандиозной сцене Кремлёвского дворца.
В честь великой Бессмертновой, фотографии которой под замечательный музыкальный аккомпанимент проплыли перед началом спектакля, а также было прочитано лаудацио неким молодым балетоведом (не тем, о котором вы, быть может, подумали) танцевали лучшие силы труппы: Наталия Балахничёва, Михаил Мартынюк, Вероника Варнавская (Мирта), примы Ирина Аблицова и Джой Вомак (Зельма и Мона), Саори Коике и Егор Мотузов (вставное па-де-де).
Конечно, публика в Кремле не балетоманская, поэтому при появлении Альберта не хлопали вообще, а при появлении Жизели хлопали вяло. Но это - бог с ним. А вот то, что никто не мешал снимать, это просто здорово. Поэтому мы можем предоставить нашим дорогим читателям доказательства того, о чём поведём разговор. Правда, доказательства жете вокруг скамейки у нас нет. И это даже хорошо. Поскольку как-то мы не совсем поняли, что там у примы с премьером приключилось: взлететь в унисон у них получилось лишь в последнем жете. А до этого они попеременно взлетали: она летела - он шёл, он летел - шла или слегка подлётывала она. Что это было - вымыслы постановки или сбой исполнения, нам неизвестно. Но было и было, впечатления не испортило. Па д`аксион первого действия был исполнен безупречно, кордебалет танцевал бесшумно и слаженно - действие лилось и развивалось на радость и удовольствие публики.
И так дошло до вставного па-де-де, которое было станцовано на редкость безупречно, если вспомнить то, что нам предлагается в последние годы в БТ и МАМТе. Вот, извольте убедиться.
Наталия Балахничёва в безупречной романтической манере, без завихрений и других ухищрений станцевала вариацию. При этом прошу обратить внимание на пальцы её рук - они являются равноправными участниками действа на протяжении всего спектакля. Честно говоря, подобного мне ещё видеть не приходилось. Это было неповторимо и захватывающе прекрасно, создавало ощущение невесомости и парения, а также индивидуальности данной балерины.
Сцену сумасшествия Балахничева также провела в незатейливом, даже пасторальном ключе, без судорог и шизофрении и умерла однозначно от разорвавшегося от предательства сердца.
Декорации второго действия поражают воображение залитым лунным светом озером, на берегу которого расположилось кладбище. Здесь потерялся убитый горем Ганс в исполнении Михаила Евгенова. Бродил он между крестами, пока его не обнаружили виллисы. После чего он исполнил небольшое, но весьма выразительное соло.
В данной постановке Мирта летала через сцену и по небу, и поближе к земле. Виллисы появлялись в вуалях. Дух романтизма царил и побеждал сердца зрителей.
Безупречны были практически бесшумные виллисы, призрачны, легки, синхронны и просто ощутимо холодны. И вот ещё одна была посвящена в это безмолвное танцующее "сестринство".
Благородная сдержанность танца Балахничёвой буквально воскрешала дyх её великих предшественниц - от Гризи до Бессмертновой и Максимовой - и тем не менее это был неповторимый танец особенной танцовщицы. Не в последнюю очередь опять же благодаря удивительным рукам.
Ну а затем, как и положено, на сцене появился наш романтический герой. С лилиями. Мартынюк очень эффектно проводит сцену приближения к могиле, с экзальтированными взываниями к небесам руками. Нам это понравилось: романтик, так романтик. Романтики мало не бывает.
Адажио-встреча станцованно печально и прекрасно. Па-де-де - бесконечно прекрасно, воздушно, полётно. Прошу обратить внимание на необыкновенной красоты проноски с 3:19: Альберт не просто поднимает и несёт Жизель, они летят вперёд, парят, как бы пытаясь вырваться из колдовского круга. Таких красивых проносок до сих пор нам видеть не приходилось.
Вариация Альберта - музыкальна и технически безупречна.
Проноски - с эффектными субрессо при изменении направления
Ну и рассвет, избавление, крест и вознесениe, потеря и пробуждение с одной лилией в руках - последним подарком растворившегося в лучах восходящего солнце призракa ушедшей возлюбленной. Лилия поднята к небу вместе со взором - там надежда на продолжение жизни ...
Прекрасный, гармоничный, совершенный спектакль, достойный той, которой был посвящён.