Кармен-сюита
Сама себе закон - летишь, летишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит,
И этот мир тебе - лишь красный облак дыма,
Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!
И в зареве его - твоя безумна младость...
Всё - музыка и свет: нет счастья, нет измен...
Мелодией одной звучат печаль и радость...
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.
А.Блок
Кармен-сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо.
Майя Плисецкая думала о роли Кармен и обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к балету «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ.
— Будем делать на Бизе! — сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел приемами оркестровки, начал работу над оперой Бизе. Репетировали сначала под рояль. Оригинальная оркестровка была сделана специально для этой постановки. Музыкальный материал был существенно перекомпонован, сжат и заново аранжирован. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов поздней версии оперы "Кармен", которая никогда не ставилась в России, и "Арлезианки" Жоржа Бизе. В музыкальной версии Щедрина важную роль играли ударные инструменты и колокола.
Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал сам постановщик, Альберто Алонсо.
Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен — Майя Плисецкая). 1 августа того же года премьера балета состоялась в Гаване, в Кубинском национальном балете (Кармен — Алисия Алонсо).
Майя Плисецкая
У каждой артистки есть своя мечта. Иногда сбыточная, иногда несбыточная. Вот такой долгожданной мечтой для меня все годы моей творческой деятельности был образ Кармен, но обязательно связанный с музыкой Ж. Бизе. Оперу «Кармен» можно танцевать всю. Настолько она «танцевальна», образна, выразительна, пластична. Даже свою Китри в «Дон-Кихоте» я наделяла чертами Кармен: ее свободолюбием, смелостью, хотя Китри совсем не трагическая героиня, а лирико-комическая.
Нужно сказать, что сюжет «Кармен» привлекал внимание хореографов с самых давних пор. В 1846 роду – через год после опубликования новеллы Проспера Мериме – молодой Мариус Петипа, работавший тогда в балетной труппе Мадрида артистом и хореографом, поставил на мадридской сцене одноактный балет «Кармен и тореадор», прошедший с огромным успехом. Это было за 29 лет до премьеры знаменитой оперы Жоржа Бизе! Новелла как бы создана для претворения ее в жанре балета.
Год назад я оказалась на концерте Кубинского балета, гастролировавшего в Москве, и увидела танцевальные номера, поставленные Альберто Алонсо. И хотя, казалось бы, ни один номер по сюжету не отвечал моей мечте о Кармен, я сразу подумала: – Вот он! Этот балетмейстер, с его талантом, темпераментом, может осуществить мое давнишнее стремление. В антракте я подошла к Альберто Алонсо и спросила: – Не думал ли он о «Кармен» на балетной сцене? Он сразу загорелся, почувствовав свою тему. Скоро Альберто Алонсо приехал в Москву с уже сочиненным либретто балета, и начались репетиции. Для меня, наконец, сбылась мечта всей моей артистической жизни – Кармен! Я дождалась своего балета. Не каждая балерина может сказать такое: это редкое артистическое счастье.
Из рецензий на Кармен-сюиту с М.Плисецкой и А.Годуновым:
Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.
Хозе очень молод. Годунов сыграл возраст в тонких психологических проявлениях. Его Хозе насторожен и недоверчив. От людей ждет беды. От жизни:— подвохов. Раним и самолюбив. Первый выход, первая поза — стоп-кадр, героически выдержанный лицом к лицу с залом. Живой портрет светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме) Хозе. Крупные строгие черты. Взгляд волчонка — исподлобья. Выражение отчужденности. За маской угадываешь истинную человеческую суть — ранимость души, брошенной в Мир и миру враждебной. Портрет созерцаешь с интересом.
Отредактировано Айрин (16-02-2014 22:37:39)